Ирина Дынник
НОД в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
«Хлеб-всему голова»
Цель – формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи:
-воспитывать у дошкольников уважительное отношение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.
-обобщить и уточнить знания детей о хлебе;
Публикация «НОД в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска; обогатить представления дошкольников о том, как делают хлеб;
- обобщить знания о профессиях людей;
-донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей.
-- воспитывать бережное отношение к хлебу, и уважение к труду людей,
участвующих в его выращивании и производстве, трудолюбие, терпение.
-упражнять в словообразовании;
-совершенствовать умение эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею;
- развивать речь, мыслительную деятельность, мелкую моторику, навык самостоятельной работы, расширять и активизировать словарь, поддерживать естественный интерес и любознательность детей, фантазию и инициативу.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.
Демонстрационный материал: колосья зерновых культур, мука разных сортов, каравай, экспонаты хлебобулочных изделий, мяч, иллюстрации по теме, белый и ржаной хлеб.
Методы и приё мы: беседа, использование художественного слова, игровые приёмы, показ, объяснение, анализ.
В-ль:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
В-ль:- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети:- О хлебе!
В-ль:- Ребята, какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?
(Ответы детей).
В-ль : Хлеб всегда символизировал благополучие, довольство, достаток. Хлеб – главный на столе и в будние дни, и на праздничном застолье. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе нельзя. Об этом говорят пословицы и поговорки.
Дети:- «Хлеб – всему голова!»
«Пот на спине – так и хлеб на столе»
«Калач приестся, а хлеб никогда»
«Хлеб да вода – богатырская еда»
«Худой обед, если хлеба нет!» и т д
В-ль:
А теперь, ребята, давайте пройдем в наш магазин: что мы видим на прилавке – ватрушки, плюшки, батоны, крендельки, хлеб…
. В-ль: Как вы думаете, как называется магазин в котором продается хлеб?
. В-ль: А теперь давайте побеседуем о том как оказался хлеб на прилавке
Рассматривание иллюстрации «Поле».
В-ль Дети, что вы видите на картине? (поле, земля, пашня)
В-ль: Это только начало пути хлеба. А что надо сделать с этой землёй и почему? (землю надо вспахать, чтобы она ожила.)
В-ль: Хорошо. Сейчас я вам зачитаю еще одну загадку.
С края на край
Режет чёрный каравай,
Бездорожье не преграда,
Нет дороги — и не надо:
Сам себе кладёт под ноги
Две широкие дороги.
Иллюстрация «Трактор пашет землю».
В-ль: а вот еще загадка.
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле.
о людях какой профессии загадка?
(тракторист)
В:Правильно, теперь, когда земля подготовлена, начинается сев.
- Ребята, как узнать, что урожай созрел?
- Колоски желтые, золотые, усатые.
Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (спросить нескольких детей).
Физ. минутка «Из зёрнышка – колосок»
Мы маленькие зёрнышки совсем не видно нас
(присели, сжались в комочек, закрыли голову руками)
А я буду ухаживать и разбужу всех вас
(гладит детишек по головке, телу, рукам)
Дети – зё рнышки приговаривают:
И зёрнышко растёт, растёт
превращаясь в стебелёк, а потом и в колосок.
Поспел урожай. Приезжай, собирай!
В-ль: И на поле выходят другие машины
Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет.
(комбайн)
В-ль:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
В-ль А кто такой комбайнер?
В-ль Хоть и собрано зерно, да не хлеб ещё оно; куда потом повезут это зерно?
На просторе, в море хлеба,
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба
Сохранит всё море хлеба.
Ответ: Элеватор (помещение, где сортируют и хранят зерно)
иллюстрация элеватора
В-ль С элеватора, куда зерно повезут?
Машет крыльями – не птица.
Любит только ветер.
Крутит жернова девИца
Целый день и вечер
И мукою славится
ДЕвица – красавица.
ДЕвица – умелица.
Ветряная …
(Мельница)
В-ль Здесь такое с ним творится.
«В оборот зерно берут.
В порошок его сотрут
Что это за порошок?»
(мука)
В-ль А на мельнице кто работает?”
(мельник)
Упражнение «Мукомол»
Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зерна молол (круговые движения перед собой).
А теперь из муки все что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
Мишке – пышки, зайке – сайки (показывают руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).
В-ль Ребята, давайте посмотрим, какая мука.
подходят к столу, где стоят тарелки с разной мукой. Дети рассматривают муку, определяют, что она разного цвета, высказывают свои предположения из какого зерна, называют пшеничная и ржаная.
В-ль - Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? (из пшеницы – пшеничная мука, белая; а изо ржи – ржаная мука, темная.)
В-ль Мы с вами поиграли, намололи муки. Что же происходит дальше?
В-ль А вот дальше муку везут в пекарню. Кто работает в пекарне?
(пекари)
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.
В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. и пекут хлеб – хлебобулочные изделия”.
Происходит это так:
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!
(Хлеб)
В-ль А теперь назовите как можно больше о хлебе красивых слов.
(Пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, вкусный, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый.)
В-ль:. А как же необходимо обращаться с хлебом?
послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
Ребенок:
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
В-ль: Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
В-ль: Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы)
В-ль: Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь. Но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появился на полке в магазине. Необходимо всегда всем помнить, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Хлеб – наш достаток и богатство. Учитесь ценить труд других и БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!