Елена Болдыханова
НОД «Физика для малышей. Звук» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Болдыханова Е. И.
Тема: «Физика для малышей. Звук» (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с понятием "Звук", дать элементарные представления о строении и возможностях человеческого уха и животных. Сформировать представление о характеристике звука – распространение, громкость. Совершенствовать умение самостоятельно обосновывать выводы экспериментальной деятельности. Развивать логическое мышление, умение внимательно и последовательно выполнять этапы экспериментирования, делать не сложные умозаключения. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и науке физики.
Публикация «НОД „Физика для малышей, Звук“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Физика
- Темочки
Оборудование: речные камешки, емкость с водой, самодельные телефоны из стаканчиков, рупоры, записывающее устройство, емкость и краски для рисования, бумага.
Ход занятия: в зимнем саду, вокруг фонтана.
- Ребята, мы пришли сегодня в зимний сад. Посмотрите, как здесь светло, красиво. Нам всем очень нравится приходить в зимний сад, а почему? (ответы детей). Правильно, здесь много красивых растений, птичьи голоса, журчание воды, ребятишки всегда найдут здесь много интересных занятий.
- Что такое звук? Как мы его слышим? И как это происходит? В этом нам поможет разобраться – Физика. Это наука о природных явлениях.
- Мы уже поняли, что услышать различные звуки нам помогает наш слух, а именно уши. Но как звук добирается до наших ушей? Оказывается, очень просто.
Опыт №1 «Распространение звука»
- Подойдите, пожалуйста, к фонтану и встаньте вокруг. (Воспитатель берет камушек и бросает в воду)
- Что вы видите на воде? (Волны). Так вот, звук это волны которые движутся по воздуху и которые может слышать наш слух. Вы видели сейчас как движется один звук (пример на воде). Хотите увидеть как мы слышим множество звуков? Берите камешки и по очереди будем бросать в воду. Посмотрим, как выглядят звуки вокруг нас. (Дети по очереди бросают камни и наблюдают волны на воде).
Опыт №2 «Телефон»
- Скажите ребята, под водой мы можем слышать звуки? (нет) Конечно, нет. Звук распространяется только по воздуху. Но, есть твердые предметы, которые «помогают» нам услышать звуки. Например, железная труба. Если постучать по трубе, то этот звук услышат все твои соседи. Поэтому никогда не стучите по батареям!
(воспитатель берет самодельный «телефон»)
- У меня в руках необычный телефон, который не нужно заряжать, вставлять сим-карту, нужно только найти друга, с которым бы ты хотел поговорить.
(показ способа применения «аппарата»)
- Вот видите ребята! Даже обычная нитка может передавать звуки, если ее хорошо натянуть.
Опыт №3 «Зачем зайцу длинные уши»
- Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (ответы детей) Ребята, какого размера наши уши? А почему у некоторых животных большие уши? (ответы детей)
- Совершенно верно. Животным нужно иметь особую форму ушных раковин, чтобы еще лучше слышать звуки окружающей среды. Так ли это? Проверим?
- А проверять мы будем с помощью приспособления, которая называется рупор. (дети пробуют говорить в рупор)
Опыт №4 «Ультразвуки – невидимки»
- Мы сегодня видели и слышали звуки. Но есть в окружающей среде и другие звуки, которые мы знаем, но не можем услышать. Это ультразвуки. Есть на свете животные, которые могут издавать такие звуки и разговаривать с их помощью друг с другом. (воспитатель показывает фото дельфинов и летучих мышей)
- Как думаете, что это за звуки такие? (ответы детей)
- Это очень-очень-очень «быстрые» звуки. Наши уши не могут их услышать, наши голоса не могут их издавать. Вот почему люди долгое время не знали о происхождении таких звуков. Но благодаря физике, мы знаем, что вокруг нас в мире много разных звуков, даже те которые нам не слышны.
- А теперь мы с вами попробуем нарисовать звуки зимнего сада.
(рисование на воде по технике Эбру. На столе стоят подносы с готовой водой, кисти, акриловые краски. Показ воспитателя способа рисования. Привлечь детей к совместной деятельности.)