Валентина Петрова
НОД в старшей группе «Масленичные гулянья»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Масленичные гулянья».
Программное содержание:
• Познакомить детей с народным праздником Масленица, как с обрядом проводов зимы и встречи весны в народной культуре;
• Формировать интерес к славянской мифологии (Лада- Весна, Марена - злая Зима.);
• Продолжать знакомить с обрядовой пищей (блины - символ солнца);
• Воспитывать уважение к прошлому русского народа;
• Развивать познавательный интерес к народным традициям россиян.
Предварительная работа:
Публикация «НОД в старшей группе „Масленичные гулянья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
• Беседа о времени года весна;
• Рисование портрета солнышка;
• Рассматривание и украшение лентами ритуальной куклы «Масленица»;
• Заучивание закличек, попевок;
• Разучивание народной игры «Горелки».
Используемый материал:
• Репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица»;
• Разрезные картинки на основе репродукции Б. Зворыкина «Лель и Лада»;
• Театр - Фланелеграф: (картинки - Лель, Лада, дикие животные, деревья, цветы, птицы, метель, вьюга, Морена, сугроб, снег, блин, солнце).
Ход занятия.
1. Беседа по картине:
• Какое время года изобразил художник на картине?
• Как вы думаете, что здесь происходит?
• Как одеты люди?
• Что делает народ на улице?
2. Рассказ воспитателя:
Правильно, люди веселятся - праздник наступил! Праздник этот называется Масленица. Масленица приходится на конец зимы - начало весны. Смысл празднования Масленицы заключается в чествовании Солнца, которое в это время «поворачивается» на весну, копит силы, чтобы разогнать лютые морозы, растопить снежные сугробы, разбудить матушку Землю. Люди стараются помочь Солнцу своими магическими действиями и словами – закличками, попевками.
3. Чтение закличек детьми:
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широкий двор зазывали,
Да блинами заедали.
Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай ко мне в гости,
На широк дворок - на горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
4. Игра «Собери картину» (репродукция Б. Зворыкина «Лель и Лада»).
5. Беседа по репродукции:
• Как вы считаете, кто изображён на картине?
• На фоне чего изображены девушка и парень?
• Какое время года на картине?
• Почему вы так считаете?
На этой картине изображены Лада и Лель.
6. Рассказ воспитателя «Лада и Лель» с сопровождением действия на фланелеграфе.
Лада и Лель очень любили друг друга. Лель играл на своей свирели. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, а деревья и цветы водили хороводы. Птицы подпевали Лелю. А прекрасная Лада кружилась в танце. И там где ступала нога Лады - там всё расцветало. Но вот полюбила Леля злая Морана и как не пыталась она разжечь любовь в его сердце, всё было напрасно. Лель очень любил Ладу и не обращал внимания на злючку. Ух, и рассердилась Морана. Подстерегла она миг, когда Лель устал и задремал в березняке, подослала она своих слуг, метель да вьюгу, и засыпали они его снегом глубоко в сугробе. Наступила холодная зима. Звери спрятались в свои норы, цветы завяли. Заплакала красавица Лада и пошла на поиски дремавшего где-то в глубоких снегах, усыпленного и зачарованного Мораной, своего возлюбленного, Леля. Долго шла Лада, устала. Села на сугроб, перекусить. Достала Блин. Как тут что - то завыло, задуло. А это слуги злой Мораны испугались Блина. Думали Солнышко появилось на небосклоне. Бросили они сугроб, в котором спал Лель, и умчались к злой Моране. Раскопала Лада своего любимого, закапали из её глаз слёзы и разбудили Леля. Увидел Лель, что Морана сделала с его лесом, взял свою свирель и заиграл. … Ожила природа! С тех пор Блин всегда присутствует на весеннем празднике Масленица, в дни, когда люди прогоняют злую Зиму, и встречают Красавицу Весну.
7. Русская народная игра «Горелки»
Дети встают парами друг за другом, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Спиной к ним стоит «горельщик». Дети поют, проходя через «ворота», начиная с последней пары (как в игре «Ручеёк»).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Сделай дело, глянь на небо.
Звёзды горят. Утки летят, Поморью кричат:
«Чеко, чеко, чекоты. Не догонишь ты!»
После этих слов дети, стоящие в первой паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. «Горельщик» старается поймать одного из них. Если «горельщику» это удаётся, то он встаёт с пойманным впереди колоны. А игрок, оставшийся без пары, «горит». Игра повторяется.
8. Рассказ воспитателя:
Встречали люди весну. Всю неделю шли по деревням, городам веселые гулянья, песни, смех. Со столов не сходили обильные блюда - надо было показать Солнцу, что деревня просит его и впредь дать такой же урожай, такую же сытость. Главной фигурой всех праздничных дней была соломенная кукла. Ее наряжали в старый кафтан или сарафан, платок, опоясывали кушаком, обували в драные лапти. Со-ломенная кукла олицетворяла Зиму-Марену. Куклу возили на санях по всей деревне, катали с гор, славили и величали. В последний день празднования сжигали на костре Масленицу и прощались с ней.
8. Чтение попевок:
Воспитатель: Прощай Масленица! Пересмешница!
Дети: Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты прощай, прощай, наша широкая!