МААМ-картинки

НОД «Дорога — это жизнь»

Елена Чайковская
НОД «Дорога — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Познание», «Речевое развитие».

Современные образовательные технологии: педагогика сотрудничества, игровая, ТРИЗ, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии.

Программные задачи: Познакомить детей с историей дорог, видами дорог и их названиями. Формировать представления о строительстве современных дорог, о необходимости в быстром и удобном передвижении. Закрепить виды транспорта, используемые при строительстве дорог. Развивать мыслительную деятельность, умение делать элементарны выводы о том, почему дорога называется дорогой жизни. Активизировать словарь за счет слов: путики, грунтовая, воздушные и водные пути, канатная, щебень, бульдозер, грейдер. Воспитывать интерес к истории дорог и их строительству.

Публикация «НОД „Дорога — это жизнь“» размещена в разделах

Материал: Презентация «Разные виды транспорта и транспортных дорог», материал к игре «Дорога». Имитированные варианты дорог – плоская и с уклоном для экспериментальной работы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о дорожной азбуке, о правилах дорожного движения. А вот в давние времена правил дорожного движения не существовало. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что раньше не было машин. Не было больших городов.

Воспитатель: Правильно, ребята. В давние времена человек передвигался только пешком, но уже тогда были первые дороги. Их называли тропинки. Наши предки тогда жили среди непроходимых лесов. Для жилья они вырубали заросли и строили дома, а между домами прокладывали тропинки, и называли их путиками. Затем путик стали называть дорогой. Как вы думаете, от какого слова происходит слово путик?

Дети: От слова путь.

Воспитатель: Правильно. Сережа, повтори, как раньше называли дорогу? Саша, скажи, от какого слова происходит слово путик?

Воспитатель: Сейчас без дорог невозможно представить жизнь человека. Как вы думаете, почему так говорят «Дорога – это жизнь»?

Дети: Так говорят, потому, что по дорогам везут продукты, вещи, разные предметы, которые необходимы человеку. Потому, что дороги соединяют города. По дороге мы идем в детский сад, в школу, на работу.

Воспитатель: Конечно, вы правы. Дороги соединяют деревни, города, районы, области, страны. Дороги бывают разные. Самая простая дорога грунтовая. Вы знаете, что такое грунт?

Дети: Грунт – это земля.

Воспитатель: Да, ребята, грунтовая дорога проложена просто по земле, в поле или в лесу, по краю оврага. Как вы думаете, такие дороги удобны для людей?

Дети: Удобны, потому что по таким дорогам редко движутся машины, не нужно соблюдать правила дорожного движения.

Воспитатель: А чем, на ваш взгляд, неудобна грунтовая дорога?

Дети: Когда идут дожди, на этой дороге много грязи. Летом на такой дороге много пыли.

Воспитатель: Действительно, после сильного дождя такая дорога становится непроходимой и непроезжей. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии при любых погодных условиях, ее поверхность укладывают различными прочными материалами. Так поступали в древности.

Уже тогда дороги покрывали стволами деревьев, а позже камнем. А через топкое место строили настил из бревен или хвороста. Позже вместо деревянных настилов стали делать каменные дороги.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Вы видите разные виды транспорта. Давайте их назовем.

Дети: Трактор, ковш, самосвал, грейдер, экскаватор, бульдозер, каток, грузовик.

Воспитатель: Как вы думаете, что их объединяет?

Дети: Этот транспорт используется при строительстве дорог. На самосвале привозят песок. Грейдер ровняет землю. Ковшом подсыпают песок и асфальт, чтобы дорога была ровной. Каток укатывает асфальт.

Воспитатель: Правильно, ребята, внаше время дорогу строить – дело не простое. Сначала инженеры и геодезисты намечают на карте направление будущей дороги, стараются, чтобы она получилась короче и прямее. Тоесть создается проект будущей дороги. А дорожные машины, которые вы назвали, расчищают место для прокладки дороги, возводят насыпи, роют выемки, трамбуют земляное полотно. Чтобы дорога была прочной и могла служить долго, в земле выкапывается углубление, в которое насыпают песок, затем щебень. Ребята, а что такое щебень?

Дети: Это маленькие камешки. Если дети не ответят, воспитатель рассказывает сам, что такое щебень - это мелкие камешки, они могут быть с песком. (Показывает образцы щебня, дети рассматривают).

Воспитатель: Правильно, ребята, щебень необходим для того, чтобы дорога не проваливалась от тяжелого транспорта и большой нагрузки. Сверху щебня кладут покрытие из асфальта или бетона. Ребята, а вы замечали, что у каждой дороги всегда есть уклон. Как вы думаете, для чего он нужен.

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель предлагает сделать маленький опыт. На стол кладет картонный длинный плоский лист, имитирующий дорогу и наливает на него воду. Вода растекается по листу.

Воспитатель: Представьте себе, что прошел дождь, и вся вода осталась на дороге. Почему так произошло?

Дети: Потому, что дорога плоская.

Воспитатель: А теперь посмотрите другой опыт. Кладет такую же имитированную дорогу, но сверху в центре, покрытую пластилином, как бы от центра с уклоном. И опять наливает воду. Вода растекается от центра.

Что происходит?

Дети: Вода растекается, потому что с горки стекает.

Воспитатель: Вот поэтому верхняя часть дороги делается не плоской, а с уклоном от центра для стока воды, чтобы дожди и талый снег не могли разрушить дорогу. От качества строительных дорог зависит прочность и срок службы дорог. Так мы получаем современную автодорогу, открывающую нам неизведанные дали и просторы.

Физминутка: «Строим дорогу».

-Трактор землю прокопал и расчистил место (руками имитируют копку земли)

- Самосвал привез песок для строительства дорог (дети показывают движением рук и ног, как едет грузовик)

- А катки, как наши ноги, утрамбуют нам дороги. (Движениями ног трамбуют воображаемую дорогу).

- Ковш зовем мы на подмогу, со стоком делаем дорогу (Руки поднимают и опускают, показывая уклон).

- Трудятся строители, чтобы спокойны были водители. (Имитируют рулевые движения, согласовывая их с движениями ног).

Воспитатель: Ребята, какие дороги вы еще знаете?

Дети: Дороги для самолетов, пароходов.

Воспитатель: посмотрите на экран. (На экране появляются слайды – летит самолет, плывет пароход, канатная дорога, автотрасса)

Воспитатель: Дорогу для самолетов называют воздушный путь. Почему воздушный?

Дети: Потому что самолеты движутся в воздухе.

Воспитатель: Тогда как можно назвать путь, по которому движутся корабли и пароходы, ведь они движутся по воде?

Дети: Водный путь.

Воспитатель: А что сейчас вы видите на экране?

Дети: Канатную дорогу.

Воспитатель: Правильно, это канатная дорога. Где можно увидеть канатные дороги? Правильно, в горах. А почему?

Дети: Потому что в горах нет других дорог.

- Какую дорогу вы еще видите на экране?

-Железную дорогу. По ней движутся поезда.

-Что вы видите на этих слайдах?

Дети: Это подземный переход. Дорога для пешеходов под землей.

Воспитатель: Сережа знает стихотворение о подземном переходе.

Люблю подземный переход!-

Сказал корове бегемот,-

Ведь под землёю нет машин

И волноваться нет причин!

Хоть иди себе вразвалку,

Хоть скачи через скакалку!

Воспитатель: А это современная транспортная дорога. Чем она отличается от воздушных и водных путей?

Дети: На ней есть разметки. Есть дорожные знаки. По ней ездят машины, мотоциклы, велосипеды, другой транспорт.

Воспитатель: А зачем нужны водителю разметки, дорожные знаки?

Дети: Чтобы не было аварий и наездов.

Воспитатель: Да, ребята. Страшно даже представить, что было бы сегодня на дорогах, если бы не было этих дорожных спасителей.

Воспитатель: предлагаю поиграть в дидактическую игру «Дорога». У каждого ребенка по пять рисунков, четыре из них нужно объединить в одну группу, а пятый будет лишним. Например, у ребенка картины с транспортом, 4 машины, которые используются в строительстве, а пятая легковая. Другой вариант: регулировщик, светофор, автобус, зебра, знак для пешехода и лишний тротуар.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы познакомились с историей дорог, узнали, как строят дороги. Я предлагаю вам на прогулке построить дороги в песочном дворике. А закончим мы наш разговор о дорогах стихотворением :

Дороги, дороги, лесами, поселками,

Вдоль них тополя и поля.

Широкими трассами и узкими тропками

Опутана всюду земля.

Дороги расходятся, дороги сливаются

Маня нас в неясную даль.

Дороги, они никогда не кончаются,

Слегка навевают печаль.

Дороги уходят, дороги сплетаются,

Как нити в клубок роковой.

Дороги, они никогда не кончаются

И вечно зовут за собой.

Публикации по теме:

Консультация по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога… Это целая жизнь»Консультация по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога… Это целая жизнь» Сейчас наступает теплое время года для детей, и они будут проводить все свое свободное время на улице. Все дошкольные учреждения ведут с.

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги»Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги» 1. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе. - Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (ложка,.

Дорога в ЗабайкальеДорога в Забайкалье Бывал ли ты когда-нибудь в Восточной Сибири? А вот мне довелось родиться в этом, по-своему уникальном и красивом крае. В нескольких километрах.

Фотоотчет «Дорога в космос»Фотоотчет «Дорога в космос» 12 апреля вся наша страна отмечает день космонавтики. В детских садах и школах с детьми проводятся различные мероприятия к этому празднику.

Фотоотчет «Я и дорога»Фотоотчет «Я и дорога» Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые.

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Консультация по ПДД «Внимание — дорога!»Консультация по ПДД «Внимание — дорога!» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Мастер-класс «Дорога»Мастер-класс «Дорога» Добрый день всем кто заглянул ко мне на страницу. Хочу предложить вам мастер-класс "Дорога" Эту дорогу можно сделать не потратив много.

НОД по ПДД «Я и дорога» в подготовительной группеНОД по ПДД «Я и дорога» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вешкаймский детский сад «Рябинка» Воспитатель: Приказчикова С. Г. НОД по правилам.

Эссе «Моя дорога» У каждого человека свой путь к познанию В. Сухомлинского, свое открытие этого гения. Что мы знаем о нем? Неоправданно мало. Для большинства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Дорога — это жизнь»
Опубликовано: 7 марта 2021 в 16:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Дорога — это жизнь»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чайковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД