Юлия Бобровская
НОД для старшей группы «Грибы»
Грибы
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела воспитатель
Бобровская Юлия Евгеньевна
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Публикация «НОД для старшей группы „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Задачи:
- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;
- учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные);
- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;
- развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Оборудование: мольберт, раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, корзина, предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок, бумага, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:
Я веселый старичок
Старичок-Лесовичок!
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову.
Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка?
Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.
Воспитатель: Предлагаю вам встать друг за другом — как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь (во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю» и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух.»).
- Станция «Лесная»! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .
- Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок.
- Чтобы Старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке — я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».
Воспитатель: задаю вопросы ребятам
- Гриб какой?. (лесной) (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).
- Какое сейчас время года? (Осень).
- Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы.)
- Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточнить какие?»
Предлагаю детям пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы. (Дети ищут грибочки)
Воспитатель : Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).
По дорожкам, по тропинкам,
В лес осенний мы пойдем.
Бод березкой, под рябинкой
Мы грибочков наберем.
Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения) .
- Как называется гриб, который ты нашел?
- Какой он - большой или маленький?
- Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван?
Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.
- Какие в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные?
Дети: Съедобные. - Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали — „несъедобные"?»
Воспитатель : Есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.
Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.
Воспитатель достает из корзинки грибы. Загадывает загадки.
1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой
Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)
2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)
3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик:
На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)
4. На толстой белой ножке коричневая шапка.
Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)
Сравнение грибов по схеме
Сравним эти грибы: лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Так какие же грибы можно найти в наших лесах?
- Ребята, кто знает этот гриб? (рассказы детей по картинке) .
Маслята, опята, белый гриб, мухомор, рыжик, подберезовик.
Следующая остановка «Грибная»! Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.
Воспитатель: Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму»). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.
- Какие грибы остались на столе?
Дети: Мухоморы, бледная поганка.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ядовитые.
Воспитатель: Правила поведения в природе при сборе грибов. Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
- А вы знаете зачем?
Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Двигаемся на электричке к следующей станции
Воспитатель: Наша станция «Мастерилка»! Ребята, мы с вами создадим «Справочник грибов». С помощью этого справочника мы будем определять названия грибов и узнавать, съдобны или не съедобны грибы, которые нас заинтересуют.
Воспитатель: Я предлагаю выбрать гриб и нарисовать его для нашего справочника. Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"
Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)
в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)
Мухомор красный – гриб опасный,
а второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!»
(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)
Продуктивная деятельность «Грибы»
Воспитатель показывает небольшую корзиночку.
— Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)
Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.
— Каждый сделает по одному грибку для справочника, а какой, вы выберите сами.
Самостоятельная работа детей.
Предупреждаю об окончании работы.
Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через … минут.
Готовые работы демонстрируются всем, ребята угадывают название грибов.
Молодцы!
- А нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад»! На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы?
Воспитатель: Всем спасибо за работу.