Елена Динмухаметова
НОД для средней группы.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, позновательно- наследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; обогащать словарный запас детей; учить вырезывать и наклеивать предмет, применять полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.); упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой; закреплять умение красиво располагать изображения на листе бумаги.
Публикация «НОД для средней группы,» размещена в разделах
Планируемые результаты: выражает свои эмоции при прочтении литературного произведения Л. Н. Толстого «Косточка»; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация на тему «Пароход»).
Материалы и оборудование: цветная бумага для вырезки кораблей; бумага разного цвета для моря (на выбор); картинки с изображением пароходов; стихотворения, рассказы о кораблях.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
- Отгадайте загадку:
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такой? (Пароход.)
- Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан). - Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)
- Давайте прочитаем рассказ Льва Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка.
- Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
- Сколько действующих лиц в рассказе?
- Кто главный герой?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Понравилась Ване слива?
- Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко?
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?
- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случаи с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль)
- Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например компьютеры, а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.
- Что вы можете сказать о Ване?
- Отчего Ваня заплакал?
Выберете правильный ответ:
* Ему стало страшно, что он умрёт.
* Ему хотелось ещё слив.
* Ему стало стыдно, что он сказал не правду.
* Он съел косточку.
* Ему не понравились сливы.
- Что плохого сделал Ваня?
- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
- Чему хотел научить нас автор? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли.)
3. Подвижная игра «Море волнуется»
Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура, на месте замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелиться, тот становиться на место ведущего или отдаёт фант.
4. Аппликация «Пароход».
- Давайте построим свой пароход для мальчика из рассказа Льва Толстого. В какую погоду плавают пароходы?
- Какой надо выбрать фон для работы, если пароход плывёт в шторм или ночью? (Тёмно-синий)
- А если пароход плывёт днём и погода безветренная? (Светло-голубой) - Как можно вырезать пароход?
- Сначала вырезаем парохода. Он имеет форму трапеции. У этой фигуры две стороны прямые, две косые. Какие ещё предметы бывают такой формы?
- Затем вырезаем трубы разного размера. Они имеют форму прямоугольника.
- Чтобы изобразить иллюминаторы, вырезаем светлые круги. Их будем клеить на корпус парохода. Все детали дети наклеивают на лист бумаги.
5. Рефлексия.
- Рассмотрите аппликации на выставке и выберете самые выразительные и аккуратные работы.
- Ваня – герой рассказа Льва Толстого – будет терпеливым и честным матросом. Он смело отправляется в плавание на нашем пароходе.