МААМ-картинки

НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)

Татьяна Павлова
НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)
▼ Скачать + Заказать документы

НОД для детей старшей группы

«Огненный конь»

(ФЦКМ, изобразительная деятельность – рисование)

(по мотивам мезенской росписи)

Составила: Павлова Т. А.

Задачи:

1. Продолжать знакомить воспитанников с историей происхождения мезенской росписи.

2. Закреплять знания детей о разнообразии изделий, созданных руками народных умельцев с предметами быта, утвари; о названии элементов («героев») мезенской росписи.

3. Вызвать желание помочь Людмиле Петровне в ее беде.

Публикация «НОД для детей старшей группы „Огненный конь“ (по мотивам мезенской росписи)» размещена в разделах

4. Учить рисовать, используя изобразительные средства (кисть, перо) новый элемент мезенской росписи «Огненного коня» для лопасти прялки.

5. Воспитывать интерес к народному искусству.

Ход НОД:

1 часть (дети стоят полукругом возле карты РК)

В: Мы сегодня с вами «окунемся» в прошлое нашей истории и познакомимся еще с одним предметом быта удорских коми и «гостем» (элементом) украшавшим этот предмет.

В: Ну, что «окунемся» (дети с воспитателем имитируют движения «окунания» в реку).

Рассказывают дети:

1 ребенок: На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная Мезень (показывает на карте).

2 ребенок: На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Именно здесь возникла мезенская роспись. Сурова и трудна жизнь обитателей леса.

3 ребенок: Приливы океана гонят в реку мощные потоки воды, она часто выходит из берегов, грозя затопить деревни.

4 ребенок: Вокруг села дикие леса. От голодных хищников тоже нужно охранять и себя и домашний скот.

5 ребенок: Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много ценных пушистых зверей, дикой птицы.

6 ребенок: В реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Потому – то все жители деревни – охотники и рыболовы.

В: Летом жители деревни охотятся, а живописным мастерством занимаются долгими северными зимами. Деревянные предметы утвари и быта каждый делал сам, сам и расписывал.

В: Какие предметы быта, утвари изготавливали палащельцы? (мебель, прялки, швейки, трепала, боченки, сундуки, короба, доски для разделки и выпечки, туеса, приклады ружей).

В: Какими элементами, линиями украшали палащельцы свои деревянные предметы? (дети называют и показывают «героев» (элементы) на предметах быта и утвари изображенных на листе бумаги прикрепленных к мольберту).

В: Всю красоты своей природы и занятия рыболовством и охотой передавали в незатейливых элементах огня, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка, которые переплетены в орнамент мезенской росписи – это как древнее письмо, которое рассказывает нам с вами о традиции палащельцев. И эти предметы притягивают нас с вами не только потому что они сделаны вручную, но и потому что мастер вкладывал в них свою душу.

Украшенные росписью деревянные предметы большими возами везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.

(воспитатель одевает фуражку с цветком и изображает торговца с ярмарки)

Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват.

(снимает фуражку)

2 часть (воспитатель приглашает детей присесть на стулья, стоящие полукругом, входит под коми народную музыку Людмила Петровна в руках прялка спрятанная под покрывалом)

В: Видзяоланыд (здравствуйте).

Гостья: Видзяоланыд челядь (здравствуйте ребята). Мено шуоны Людмила Петровна (меня зовут Л. П.).

В: Присаживайтесь, пожалуйста. Что же это у вас под покрывалом?

Л. П. : Этот предмет быта купил мой дедушка на ярмарке для моей бабушки, а от бабушки он перешел моей маме, а от мамы – ко мне. А что это отгадайте, послушав загадку:

По локоть - мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток)

По локоть - голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка)

По локоть - под сиденье ушло (скамейка).

(если дети не угадывают, Л. П. своими словами описывает предмет, наводя на его отгадку)

(прялка)

Л. П. достает из - под покрывала прялку, готовит к работе, прядет и поет:

Подарил мне батюшка чудо – веретенышко, серебряное донышко.

Нитка белая бежит, веретенышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,

Мне и весело, и жарко, я – то день – деньской кручу,

Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

В. обращается к Л. П. : Прялка была верной спутницей своей хозяйки на протяжении всей ее жизни. Разрешите Л. П. мы поближе рассмотрим с ребятами расписную прялку удорских коми – «пиня козоль» (снимает кудель с прялки).

В: Эта часть прялки называется лопасть. Лопасть украшена наверху главками на тонких шейках, которые называются барабанами. Верхушка прялки напоминает своим контуром церкви Севера. Эта часть прялки называется стояк, а эта – донце. Красивая прялка была гордостью своей хозяйки.

В: Подойдите поближе к прялке и рассмотрите какие виды линий вы видите, элементы мезенской росписи (дети рассматривают, называют).

В: На первый взгляд трудно понять, что же хотел изобразить художник. Здесь множество черточек, завитков и различных линий. Только приглядевшись внимательно к рисунку… различаем фигурку какого – то животного. У него прямоугольное туловище и паучьи, волнисто изогнутые ноги. Ошибиться нельзя – это конь, еще один «герой» мезенской росписи. Стройный, сильный, круто изогнув шею, он мчится галопом.

Физминутка

Родтим, гонитим! 2 раза

Тшынмуним, да бусмуним!

Гажа шор доро воим

Тпру!

(дети садятся на места)

В: Л. П., что – то вы совсем пригорюнились?

Л. П. : Да как не печалиться ребята… будет очень обидно и досадно, что через какое – то время мы совсем не увидим изображения огненного коня на лопасти прялки, а это значит, что вы ребята уже не сможете рассказать о нем своим детям … как я вам. Что делать? (выслушиваем предложения детей)

В: Л. П. не печальтесь, мы нарисуем для лопасти вашей прялки огненного коня. Ребята, хотите научиться рисовать огненного коня? Для этого нужно хоть ненадолго стать палащельцами – искусными мастерами - живописцами. Вы знаете, что искусных дел мастера для того, чтобы рисовать от души и сердца одевали на голову: женщины – платки, мужчины – шляпы. Что я вам и предлагаю сделать (дети надевают головные уборы).

(дети садятся за столы, в-ль показывает приемы изображения огненного коня)

1. На середине листа рисуем туловище в виде ромба.

2. Не отрывая кисть от бумаги рисуем мордочку и шею.

3. Контур лошади заливаем красным цветом.

4. «Оживку» наносим пером (вспоминаем правила рисования пером) :

-рисуем загривок (при рисовании линии сверху - вниз рука должна располагаться сбоку от линии);

-прорисовываем линию спины (рука – внизу линии); гриву («перьями», хвост («волнистыми линиями», ноги («изогнуто – волнистые линии); сбрую.

В: Искусных дел мастера встаньте возле стульчиков, прорисуйте огненного коня пальцем в воздухе (воспитатель комментирует, дети прорисовывают).

Пальчиковая гимнастика «Пес чипас»

(растирание пальцев на каждую строчку считалки)

Отик – мотик, Квайт – майт,

Кык – мык, Кокъямыс – мокъямыс,

Куим – муим, Окмыс – мокмыс,

Нель – моль, Дас – пас,

Вит – мит, Пес чипас!

В: Уважаемые живописцы присаживайтесь за стол и начинайте творить. Ваших огненных коней с нетерпением ждет Л. П. (звучит приятная мелодия коми песен).

(рисунки детей вывешиваются на мольберт, по предложенной воспитателем схеме находят лучший и дарят Л. П.)

В: Л. П. примите, пожалуйста, от наших живописцев вот этого огненного коня. Примеряет изображение коня и крепит на лопасть прялки.

Л. П. : Спасибо вам мастера! Теперь я точно знаю, что мой огненный конь не исчезнет с лопасти моей прялки и будет радовать нас всех еще долго (прощается и уходит).

Наглядный материал

Предметы быта, утвари

Схема анализа детских работ:

- правильно ли использованы изобразительные материалы (кисточкой наносим элементы красным цветом, дополняем все «оживкой» черным цветом, используя перо);

- кончиком ли кисточки нанесены все элементы;

- все ли необходимые элементы прорисованы;

- прямые, непрерывные ли горизонтальные, вертикальные линии.

Детские рисунки

«Огненный конь» для лопасти прялки»

Фотоматериал с НОД

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки)Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки) Воспитанники нашей группы с удовольствием изучают новые техники и виды росписи. Ребята уже познакомились с Хохломской росписью- сказочной,.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» - упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)
Опубликовано: 17 января 2015 в 08:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД