Галина Ракшаева
НОД для детей старшего возраста «Волшебные добрые слова»
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад комбинированного вида «Волошка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Волшебные добрые слова»
Подготовила воспитатель:
Ракшаева Галина Владимировна
город Ноябрьск
Занятие из цикла «Духовно – нравственное становление дошкольников»
Публикация «НОД для детей старшего возраста „Волшебные добрые слова“» размещена в разделах
Тема: «Волшебные добрые слова»
Цели: Систематизировать знания детей о словах; раскрыть понятие «волшебные» слова; учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; развивать осознанное отношение к употреблению вежливых слов; формировать уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Средства реализации: кукла Незнайка (или иллюстрация данного сказочного персонажа).
Ход деятельности
Мотивационно – побудительный этап.
На занятие к детям приходит Незнайка.
Педагог и дети. Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный?
Незнайка. Меня все ругают, что я не знаю вежливых слов.
Педагог. Это действительно очень грустно, но мы тебе с ребятами поможем. На прошлом занятии мы с ребятами обсуждали, что есть добрые слова, а есть слова бранные. Сегодня мы поговорим о вежливых словах.
Незнайка. Можно я тоже буду участвовать с вами на занятии? Я очень хочу узнать о таких словах.
Педагог. Ребята, вы не против? (Нет.) Мне нужна ваша помощь, потому что мне одной будет трудно объяснить незнайке про вежливые слова.
Организационно-поисковый этап.
Педагог. Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, как его можно назвать. Написала это стихотворение Олеся Емельянова. Я буду читать стихотворение, а вы мне помогайте – подсказывайте нужные слова.
Вежливые слова
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: … («Привет!»)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик… (здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: … («Досвиданья!»)
Неуклюжий песик Костик
Мушке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: … («Извини!»)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенья рыба
Ей пробулькала: … («Спасибо!»)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: … («Браво!»)
Толстая корова Лула
Ела сено и чехнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: … («Будь здорова!»)
Педагог. Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение? («Вежливые слова».)
- Правильно. Первые слова, которыми мы начинаем день, - это … («Доброе утро!»)
Педагог. Произнося их, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, добрым. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, стоит только сказать: «Доброе утро!» - и сразу на душе станет радостнее, теплее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» недовольным голосом, нахмурясь? Почему? Как же надо произносить эти слова? (Ответы детей.) Так давайте и мы с вами скажем «Доброе утро!» друг другу с улыбкой.
Упражнение «Доброе утро!».
Дети поворачиваются дуг к другу и произносят слова «Доброе утро!».
Педагог. Какие еще «вежливые» слова вы знаете? Всегда ли в общении с людьми вы пользуетесь волшебными словами? Давайте при помощи игры вспомним их.
Игра «Доскажи словечко»
Ход игры. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово :
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … («спасибо!»).
Зеленеет старый пень,
Когда услышит: … («Добрый день!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … («Спасибо!»)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: … («До свидания!»)
Нужно знать, как дважды два,
Все «волшебные слова»,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю … («пожалуйста»).
Незнайка. Когда мы говорим: «Здравствуйте!»? Зачем мы произносим это слово?
Педагог. Это очень старое слово, связано оно со словами «здоровье» и «дерево». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким, как дерево.
Давайте послушаем стихотворение о слове «здравствуйте».
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуйте»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуйте»
Говорить пора.
Незнайка. А когда мы говорим «спасибо»?
Педагог. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси тебя Бог!». Эта фраза превратилась в короткое слово «спасибо».
Незнайка. Ох, устал я что-то. Давайте немного поиграем?
Динамическая минутка
«Выполни движения».
Ход игры. Педагог просит произвести движения, а дети выполняют их только при условии, если прозвучало вежливое слово ( например: «Встаньте пожалуйста», «Сядьте пожалуйста», «Поднимите пожалуйста руки в верх».
Педагог. Ребята, какое слово в нашей игре было волшебным»? Когда мы его говорили?
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … («пожалуйста»).
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное почтение. Со словом «пожалуйста» соседствует и другое вежливое радушное обращение, приветствие гостю – «Добро пожаловать!». Означает оно вот что: «Пожалуйста, входите, здесь вас встретят добром».
Незнайка. Как много я узнал о добрых, вежливых словах. Я обязательно буду использовать их в жизни, и тогда больше никто не будет меня называть невежей.
Педагог. Наше занятие подошло к концу. Давайте прощаться с нашим гостем. И мы будем рады, если он придет к нам еще.