Галина Ракшаева
НОД для детей старшего возраста «Волшебные добрые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад комбинированного вида «Волошка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Волшебные добрые слова»
Подготовила воспитатель:
Ракшаева Галина Владимировна
город Ноябрьск
Занятие из цикла «Духовно – нравственное становление дошкольников»
Публикация «НОД для детей старшего возраста „Волшебные добрые слова“» размещена в разделах
Тема: «Волшебные добрые слова»
Цели: Систематизировать знания детей о словах; раскрыть понятие «волшебные» слова; учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; развивать осознанное отношение к употреблению вежливых слов; формировать уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Средства реализации: кукла Незнайка (или иллюстрация данного сказочного персонажа).
Ход деятельности
Мотивационно – побудительный этап.
На занятие к детям приходит Незнайка.
Педагог и дети. Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный?
Незнайка. Меня все ругают, что я не знаю вежливых слов.
Педагог. Это действительно очень грустно, но мы тебе с ребятами поможем. На прошлом занятии мы с ребятами обсуждали, что есть добрые слова, а есть слова бранные. Сегодня мы поговорим о вежливых словах.
Незнайка. Можно я тоже буду участвовать с вами на занятии? Я очень хочу узнать о таких словах.
Педагог. Ребята, вы не против? (Нет.) Мне нужна ваша помощь, потому что мне одной будет трудно объяснить незнайке про вежливые слова.
Организационно-поисковый этап.
Педагог. Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, как его можно назвать. Написала это стихотворение Олеся Емельянова. Я буду читать стихотворение, а вы мне помогайте – подсказывайте нужные слова.
Вежливые слова
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: … («Привет!»)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик… (здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: … («Досвиданья!»)
Неуклюжий песик Костик
Мушке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: … («Извини!»)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенья рыба
Ей пробулькала: … («Спасибо!»)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: … («Браво!»)
Толстая корова Лула
Ела сено и чехнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: … («Будь здорова!»)
Педагог. Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение? («Вежливые слова».)
- Правильно. Первые слова, которыми мы начинаем день, - это … («Доброе утро!»)
Педагог. Произнося их, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, добрым. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, стоит только сказать: «Доброе утро!» - и сразу на душе станет радостнее, теплее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» недовольным голосом, нахмурясь? Почему? Как же надо произносить эти слова? (Ответы детей.) Так давайте и мы с вами скажем «Доброе утро!» друг другу с улыбкой.
Упражнение «Доброе утро!».
Дети поворачиваются дуг к другу и произносят слова «Доброе утро!».
Педагог. Какие еще «вежливые» слова вы знаете? Всегда ли в общении с людьми вы пользуетесь волшебными словами? Давайте при помощи игры вспомним их.
Игра «Доскажи словечко»
Ход игры. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово :
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … («спасибо!»).
Зеленеет старый пень,
Когда услышит: … («Добрый день!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … («Спасибо!»)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: … («До свидания!»)
Нужно знать, как дважды два,
Все «волшебные слова»,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю … («пожалуйста»).
Незнайка. Когда мы говорим: «Здравствуйте!»? Зачем мы произносим это слово?
Педагог. Это очень старое слово, связано оно со словами «здоровье» и «дерево». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким, как дерево.
Давайте послушаем стихотворение о слове «здравствуйте».
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуйте»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуйте»
Говорить пора.
Незнайка. А когда мы говорим «спасибо»?
Педагог. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси тебя Бог!». Эта фраза превратилась в короткое слово «спасибо».
Незнайка. Ох, устал я что-то. Давайте немного поиграем?
Динамическая минутка
«Выполни движения».
Ход игры. Педагог просит произвести движения, а дети выполняют их только при условии, если прозвучало вежливое слово ( например: «Встаньте пожалуйста», «Сядьте пожалуйста», «Поднимите пожалуйста руки в верх».
Педагог. Ребята, какое слово в нашей игре было волшебным»? Когда мы его говорили?
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … («пожалуйста»).
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное почтение. Со словом «пожалуйста» соседствует и другое вежливое радушное обращение, приветствие гостю – «Добро пожаловать!». Означает оно вот что: «Пожалуйста, входите, здесь вас встретят добром».
Незнайка. Как много я узнал о добрых, вежливых словах. Я обязательно буду использовать их в жизни, и тогда больше никто не будет меня называть невежей.
Педагог. Наше занятие подошло к концу. Давайте прощаться с нашим гостем. И мы будем рады, если он придет к нам еще.