Ольга Шафеева
НОД для детей среднего возраста «Волшебник — магнитик»
▼ Скачать
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
• познакомить со свойствами слюды и железной руды («Познание»);
• развивать представления о свойствах магнита и его использовании («Познание»);
• способствовать овладению действиями замещения, экспериментирования («Познание»);
• побуждать стремление выделять предметы, взаимодействующие с магнитом («Познание»);
• воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Земли «Социализация»);
Публикация «НОД для детей среднего возраста „Волшебник — магнитик“» размещена в разделах
• развивать речь и мышление детей («Коммуникация»).
Предварительная работа:
• знакомство со свойствами магнитами;
• рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Самарского края и России.
Материалы и оборудование:
• магнит;
• бумага;
• ткань;
• деревянные предметы: ложки, игрушки;
• деревянная матрёшка с металлическим стержнем;
• Скрепки;
• камни: слюда, железная руда;
• ёмкость с водой;
• удочка с магнитом;
• значки с изображением воды, земли, географическая карта России.
Ход НОД:
дети входят в помещение группы, здороваются с гостями и садятся на стульчики (стулья стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня? (Показывает магнит) Правильно, это магнит. А что такое магнит? Что он делает с предметами? (Ответы детей) Скажите, а магнит все предметы притягивает? (Ответы детей) Ребята, правда ли, что магнит притягивает только железные предметы? Докажите это. Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями. А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать. Давайте отправимся в лабораторию и проведём опыты.
(Дети подходят к столам и проводят опыты)
Опыт №1
Дети подносят магнит к бумаге, затем к ткани.
Воспитатель: Что мы видим? Что получается?
Вывод: бумага и ткань не притягиваются к магниту.
Опыт №2
Воспитатель: ребята, давайте попробуем магнит поднести к деревянным предметам. Что получается? (Дети подносят магнит к деревянным ложкам и игрушкам и делают вывод)
Вывод: к дереву магнит тоже не притягивается.
Опыт №3
Воспитатель: ребята, а давайте попробуем поднести магнит к матрёшке. (Дети подносят магнит к матрёшке и матрёшка притянулась к магниту). А почему же эта матрёшка примагнитилась? Почему это произошло? (Дети размышляют, догадываются и отвечают, что внутри находится металлический стержень. Затем дети пробуют притягивать к магниту скрепки – друг к другу, чтобы получилась цепочка; убирают магнит – цепочка сохраняется.
Воспитатель: что же произошло? Скрепки намагнитились и сами стали магнитами.
Вывод: магнит притягивает к себе только металлические предметы.
Физкультурная минутка
- Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки)
Воспитатель: я предлагаю выловить не рыб, а мусор. (По очереди дети очищают водоем от мусора). Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
Воспитатель: посмотрите, а у меня есть много камешков разного цвета (слюда, кварц, железная руда). Как вы думаете, магнит притягивает камни? (Ответы детей)
Опыт№4
Воспитатель: давайте посмотрим. Вот этот камень называется слюда. Подносим к слюде магнит и выясняем, что он не притягивается. (Дети выполняют задание). Потрогайте слюду, погладьте её. Какая у неё поверхность? Понюхайте её. Пахнет ли она? (Ответы детей). Да, ребята, она шероховатая. Постучите по столу. Какой звук вы услышали (Ответы детей) Ребята, а слюду можно расщепить на тонкие пластинки? (Показ). Давайте попробуем её сломать. Что же получилось? Да, она сломалась? Так какая слюда: твёрдая или мягкая? (Ответы детей)
Воспитатель: я предлагаю бросить слюду в ёмкость с водой. Что мы видим? (Ответы детей)
Вывод: слюда не притягивается к магниту, не имеет запаха, мягкая, лёгкая.
Опыт №5
Воспитатель: давайте рассмотрим вот этот камень. (Дети рассматривают железную руду и подносят к нему магнит). Почему этот камень притянулся к магниту?
Вывод: в этом камне есть железо, поэтому он так и называется – железная руда.
Путё м экспериментирования дети определяют качества:
• чем пахнет (понюхать)
• какой звук слышим (постучать по столу)
• какая железная руда: твёрдая или мягкая (попробовать сломать)
• какая она: тяжёлая или лёгкая (опустить в воду – утонула)
Вывод: имеет запах, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель: ребята, давайте подойдём к природному уголку. Посмотрите, возле цветов стоят значки. Что они обозначают? (Ответы детей – земля, вода). А хотите сами придумать значок, обозначающий железную руду? (Дети подходят столикам и рисуют интересные значки). Ребята, какие вы молодцы, а я смотрела много книг, карт, и там железную руду обозначают вот таким значком
(Воспитатель показывает треугольник красного цвета)
Воспитатель: куда мы его поместим? (Предложения детей) А давайте значок поместим на карту, рядом с обозначением города, где добывают железную руду (Норильск, Магнитогорск, Курск)
Используемая литература:
• Николаева С. Н. «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада, Москва, МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010
• Предметная среда. Сенсорика. Экология. Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие», Москва, 2007