Екатерина Бархатова
Конспект НОД «Дед Мороз заболел»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Дед Мороз заболел»
Цель: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваи-вать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
• - познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;
• - формировать целостное представление об окружающем мире;
• – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Развивающие:
• - развивать познавательную активность;
• - развивать навыки исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект НОД „Дед Мороз заболел“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• - совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
• - расширять словарный запас детей.
3. Воспитывающие:
• -воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
• - воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Образовательная область:
• «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Физическое развитие».
Виды деятельности:
• Познавательно-исследовательская;
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Двигательная.
Форма проведения:
• Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Вид НОД:
• Комплексное
Предварительная работа:
• Знакомство с профессией «ученый», «химик»;
• Рассматривание и описание фруктов;
• Чтение стихов, загадок;
• Сюжетные игры «Магазин овощей и фруктов»;
• Игра «Угадай на вкус»;
• Просмотр мультфильмов.
• Рассматривание иллюстраций.
Методы и приемы:
Игровой: (сюрпризный момент, физминутка.
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа, инструкция, загадывание загадок, игровой прием «Собери пазл», «Попробуй на вкус»).
Наглядный: показ способов проведения опытов, медиа-презентация (разговор с Дедом Морозом).
Практический: экспериментирование – элементарные опыты.
Словарная работа:
Обогащение словаря: кислота, кислотность, фруктовая кислота, шкала измерений, лабо-ратория, ученый, химик, опыт.
Активация словаря: опыты, индикаторная бумага, штатив, пробирка, пинцет и т. д.
Материалы и оборудование:
• Набор оборудования для наблюдений и экспериментирования с природными объек-тами «Дошкольник» НПО ЗАО «Крисмас+»
• Интерактивная доска Smart-board;
• Запись разговора Деда Мороза;
• Электронные пазлы (лимон, апельсин, мандарин);
• Нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце;
• Сок мандариновый, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; кока-кола, вода;
• Влажные салфетки;
• Одноразовые стаканчики;
• Кока-кола
Структура НОД
I. Вводная часть – 7 минут
• Приветствие;
• Мотивация;
• Физминутка;
II. Основная часть – 20 минуты
• Проблемная ситуация.
• Вводная информация.
• Эксперимент № 1 (опыт) – «Кислота во фруктовых соках».
• Эксперимент № 2 (опыт) – «Кока-кола и ее кислотность».
III. Заключительная часть – 3 минуты
• Выводы.
• Рефлексия.
•
Литература:
1. Орликова Е. К. «Наблюдаем, делаем, познаем». Наблюдение и экспериментирование с природными объектами в детском саду: Методическое пособие, руководство для воспитате-лей детских садов и родителей. СПб. : Издательство ЗАО «Крисмас+» 2019, стр. 84, стр. 85-87.
2. Пиль А. Мое тело (Все обо всем). М. : ООО «Издательство Астрель», 2002.
3. Интернет:https://dnevnyk-uspeha.com/interesnye-fakty/chem-vredna-koka-kola.html,
Ход НОД
I. Организационный момент
1. Приветствие. (Воспитатель вносит мешок Деда Мороза).
В-ЛЬ-Здравствуйте, ребята!
ДЕТИ: здравствуйте!
В-ЛЬ- Ребята, а чей это мешок? (Дети отвечают)
ДЕТИ: Похоже, что это мешок Деда Мороза.
В-ЛЬ:-Интересно, как он оказался здесь?
2. Мотивация
«Раздается» стук. Воспитатель включает интерактивную доску, на экране появляется Дед Мороз.
В-ЛЬ:-Ребята, кто это? (Дед Мороз)
(воспитатель обращает внимание на доску, там появляется изображение с Дедом Мо-розом, который плачет, воспитатель начинает беседовать с ним).
В-ЛЬ. : Здравствуй, Дедушка Мороз, почему ты плачешь?
Д. М: У меня так разболелся живот, что я где-то потерял свой мешок.
В-ЛЬ: Вот мешок мы твой нашли, но почему у тебя болит живот?
В-ЛЬ. : Может быть, ты съел что-нибудь?
Д. М. : Да, все Новогодние праздники я ел мои любимые фрукты и много пил газирован-ной кока-колы.
В-ЛЬ. : Какие же фрукты ты ел?
Д. М. : Я уже и не припомню. Загадаю-ка я вам сейчас загадки. А вы отгадайте, какие это были фрукты.
В-ЛЬ. : Хорошо, попробуем.
(На доске появляется первый пазл-лимон. Пока дети собирают, Д. М. читает загадку) :
Д. М. : Желтый, кислый, ароматный,
В чае с сахаром, приятный.
Витаминов полон он.
Как зовут его?. (Лимон)
В-ЛЬ. : Молодцы, а теперь собираем другую картинку (дети собирают, а Д. М. читает за-гадку) :
Д. М. : И брат у фрукта не один:
Грейпфрут и Мандарин.
Надеюсь, догадались вы,
Что это — …! (Апельсин)
В-ЛЬ. : Молодцы, а теперь следующая загадка и картинка.
Д. М. : Этот фрукт под Новый Год
Каждый в дом к себе зовет.
Им и елку украшают,
И детишек угощают (Мандарин)
В-ЛЬ. : Вот мы и отгадали, какие фрукты кушал Д. М.
В-ЛЬ: -Ребята, скажите, а какие фрукты кислые, а какие сладкие? Как это определить?
ДЕТИ: С помощью языка. Надо попробовать на вкус.
В-ль. - А вот сейчас мы проверим, кто из вас был прав?
(воспитатель достаёт разрезанные на кусочки фрукты по числу детей, дети пробуют ли-мон, мандарин и апельсин)
В-ЛЬ. -Скажите, какой из этих фруктов самый кислый?
ДЕТИ: лимон
В-ЛЬ. -Ребята, а с помощью какого органа мы чувствуем вкус пищи?
ДЕТИ: С помощью языка.
В-ЛЬ. -Какие вкусы может распознавать язык?
ДЕТИ: кислый, сладкий, горький, солёный.
В-ЛЬ. – Молодцы ребята. И прежде, чем приступить к опытам мы вспомним с вами пальчиковую гимнастику «Фрукты»
3. Физминутка
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Знают взрослые и дети: Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины, с мизинца.
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
Основная часть
1. Проблемная ситуация
В-ЛЬ. -Ребята, как вы думаете, почему у Дедушки Мороза заболел живот?
ДЕТИ: (дети высказывают свои предположения)
В-ЛЬ--- Мы проверим все ваши предположения. А для этого нам всем надо стать учены-ми и помочь Деду Морозу разобраться, почему у него заболел живот. И поможет нам в этом – маленький набор «Крисмас +». В этом наборе, который находится в сундучке, есть все необходимое для проведения опытов. Давайте заглянем в него и определим, что необходимо взять.
Выполнение действий, опытническая деятельность.
В-ЛЬ. - Ребята, вот и пришло время для наших опытов, но для начала ответьте на такой вопрос, что такое кислота?
(дети выдвигают свои предположения)
2. Вводная информация.
Вкус у фруктов разный, одни фрукты кислые, другие сладкие. В них содержатся веще-ства, которые называются кислотами. Они придают им специфический вкус и аромат. Так как они содержатся в различных фруктах, их называют фруктовыми.
Основная функция кислот, которую они выполняют, попадая в наш организм – это про-цесс пищеварения. Но это еще не все. Все кислоты, находящиеся в продуктах, оказывают благотворное влияние на органы и системы нашего организма, При этом, например, кислота входящая в состав малины и некоторых других ягод, избавляют нас от температуры, когда мы болеем. Аскорбиновая кислота содержится в яблоках, вишне, винограде и крыжовнике. Именно такое название носит знаменитый витамин С. О воздействии этого витамина может рассказать почти каждый! Он способствует повышению иммунитета, помогая нам справить-ся с простудой.
3. Эксперимент «Кислота во фруктовых соках».
Цель эксперимента: Продемонстрировать детям, что в продуктах питания содержатся кислоты.
Оборудование и материалы: Перчатки защитные – 1 пара, пинцет – 1 шт., пипетка по-лимерная – 3 шт., пробирки – 3 шт., универсальная индикаторная бумага – 3 полоски, штатив для пробирок – 1 шт.
Также понадобятся: свежевыжатый сок лимона, апельсина, мандарина.
Ход работы
1. Соберите штатив для пробирок. Установите в штатив две пробирки. Налейте в одну из пробирок свежевыжатый мандариновый сок, свежевыжатый лимонный сок, свежевыжатый апельсиновый сок.
2. При помощи пипеток нанесите по капле соки на полоски индикаторной бумаги. По-лоска окрасилась в цвет характерный для кислот.
Обратите внимание детей на то, что в состав лимонного сока входит кислота, ко-торую химики называют лимонной кислотой, а в состав яблока – яблочная кислота.
Вывод. Во многих продуктах питания содержатся кислоты, полезные для человеческого организма: помогающие восстанавливать, сохранять и укреплять здоровье.
В-ЛЬ - И сейчас мы попытаемся проверить кислотность мандарина, апельсина и лимона Подойдите к столу, посмотрите сколько оборудования нам нужно для этого эксперимента. Для измерения кислотности существует шкала измерения (воспитатель показывает детям шкалу). На шкале есть цифры от 1 до 14, чем ниже значение, тем выше показа-тель кислотности, т. е. содержится много кислоты. Цифра 7-это середина шкалы и означает она нейтральное значение, т. е. кислоты в этом продукте нет.
В-ЛЬ. -- Ребята, сейчас я выдавлю немного апельсинового сока, мандаринового и лимон-ного. С помощью индикаторных полосок мы узнаем, что кислее.
- Давайте посмотрим, чему равна кислотность апельсинового сока
- Лимонного сока;
- Мандаринового сока.
-Давайте, отметим, какой сок самый кислый, согласно нашим измерениям.
ДЕТИ: лимонный
В-ЛЬ. - Правильно самый кислый сок лимонный, чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму. А в состав лимонного сока входит кислота, которую ученые называют лимонной кислотой Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.)
4. Эксперимент: «Кока-кола и ее кислотность»
Цель эксперимента: Продемонстрировать детям, что в кока-коле содержится кислота, а в воде ее нет.
Оборудование и материалы: Перчатки защитные – 1 пара, пинцет – 1 шт., пипетка по-лимерная – 2 шт., пробирки – 2 шт., универсальная индикаторная бумага – 2 полоски, штатив для пробирок – 1 шт.
Также понадобятся: питьевая негазированная вода, кока-кола.
Ход работы
1. Соберите штатив для пробирок. Установите в штатив две пробирки. Налейте в од-ну из пробирок воду, в другую кока- колу
2. При помощи пипеток нанесите по капле воды и кока-колы на полоски индикаторной бумаги. Полоска окрасилась в цвет характерный для кислот.
Вывод. Показатель кислотности воды служит уровень pH. И в этом случае он нейтраль-ный, чего нельзя сказать о кока-коле.
В-ЛЬ. - И так, мы выяснили, что во фруктах есть кислоты. Но Дед Мороз пил еще и Кока-колу. Давайте проверим и ее.
Переходим к следующему опыту.
- Попробуем, какая кока-кола на вкус.
(Дети пробуют)
В-ЛЬ:- Ребята, а что это за вещество, прозрачное (воспитатель показывает воду)
ДЕТИ: Вода
В-ЛЬ:- Возьмем полоску индикаторной бумаги и опустим ее в стакан, давайте посмот-рим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)
В-ЛЬ:-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.
В-ЛЬ:- Ребята, а что это за вещество (воспитатель показывает кока-колу).
ДЕТИ: Кока-кола.
В-ЛЬ-Возьмем полоску индикаторной бумаги и опустим ее в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность кока-колы (измеряет кислотность)
В-ЛЬ:- Ребята, почему в кока-коле так много кислоты, ведь она не кислая на вкус, а слад-кая?
ДЕТИ: выдвигают гипотезы.
В-ЛЬ: В кока-коле много кислоты, но её незаметно, потому что в ней очень много сахара, в одном стакане 10 чайных ложек сахара Сахар очень вреден для здоровья, и кока-кола становится сладкой, а если сахар не положить, то кока-кола будет кислой. Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков и большое количество вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
В-ЛЬ: -Ребята, так почему у Дедушки Мороза заболел живот?
ДЕТИ: он выпил много кока-колы, а в ней много кислоты, поэтому у него и заболел жи-вот.
В-ЛЬ:- А что бы вы посоветовали ему пить
ДЕТИ: воду и сок.
В-ЛЬ: - Ребята, а много сока можно пить?
ДЕТИ: нет в умеренных количествах, потому что сок тоже имеет кислоту.
4. Заключительная часть
1. Анализ результатов деятельности.
В-ЛЬ. - И если наш Дедушка Мороз будет и дальше пить кока-колу, то живот у него бу-дет болеть постоянно, и он будет всегда грустный.
В-ЛЬ. - - Что такое кислотность
ДЕТИ: содержание кислоты в продуктах и фруктах.
2. Рефлексия
В-ЛЬ-Ребята, что нового узнали?
ДЕТИ отвечают
В-ЛЬ- Пригодятся ли вам полученные знания? Зачем?
ДЕТИ отвечают
В-ЛЬ- Что было интересно?
ДЕТИ отвечают
В-ЛЬ- Что было трудно?
ДЕТИ отвечают
Д/М – Ребята, спасибо Вам большое, за Ваши старания. А в моем мешке для вас подарки.