Сердитых Анна
Консультация «Неуверенный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство-это особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы, у ребенка возникает первая модель мира- система представлений об окружающем мире, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.
Малая общительность детей, неуверенность, застенчивость-это те черты характера, которые могут стать тормозом в развитие активности ребенка, его инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких качествах, как робость, нерешительность, безынициативность. Не редко у таких детей может сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в свои руки.
Публикация «Консультация „Неуверенный ребенок“» размещена в разделах
В каждой группе детского сада можно встретить детей нерешительных, застенчивых, неуверенных. Установить контакты с незнакомым человеком им очень трудно. Собственная самооценка чаще всего ниже реальных возможностей. Как правило они долго не приступают к выполнению задания, неуверенные в своих возможностях, постоянно ощущают нехватку времени, чтобы завершить работу.
Все мы знаем, что внешне неуверенные дети чаще всего заторможенные, замкнутые и легко смущаются. Вместе с тем, неуверенность ребенка может совмещаться с удивительной активностью и упрямством, что на первый взгляд кажется парадоксальным. Такая разная картина поведения определяется разными позициями : в одном случае внешне уверенно-наступательная, с другой-осторожно-оборонительная. Но в основе этих двух позиций лежит внутренняя неуверенность, отрицательные эмоциональные переживания.
Развитию неуверенности, может способствовать и многократный отрицательный опыт в разных видах деятельности, конфликтные отношения с товарищами и взрослыми, чрезмерная опека родителей и т. д. Таким образом, эмоциональное неблагополучие ребенка способствует развитию чувства страха, одиночества, чувства незащищенности, недоверия к людям. А это уже основа роста неуверенности в своих силах. И действительно, «эмоциональное созвучие» со взрослым, его положительные оценочные суждения способствуют развитию активности, побуждают ребенка к хорошим поступкам. Только в доверительной обстановки ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, проявляет высокую социальную активность.
Так же формированию неуверенности способствует авторитарный стиль общения и воспитания в семье и в детском саду. При авторитарном стиле общения в сравнение с демократическим,отношения между детьми более конфликтны. Особенно сильное воздействие оказывает общая негативная оценка личности ребенка. Дети в семье которых присутствует авторитарный стиль воспитания, менее активны, менее инициативны, менее самостоятельны в самостоятельных поступках. Дети покорные со взрослыми, в некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом овладевают нравственными нормами.
Существует три типа воспитательной активности взрослых : авторитарный, либеральный и демократический.
К авторитарному типу относятся взрослые, которые воспитывая своих детей добиваются от них беспрекословного и слепого подчинения, исключая любые объяснения и аргументы; злоупотребляют отрицательной оценкой. У таких родителей высокий уровень требований и контроль за поведением. Строгость и наказание-основное педагогическое средство.
К демократическому типу относятся взрослые, которые относятся с уважением к детям, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывают их индивидуальные особенности. Детям разъясняют конкретную ситуацию, убеждают в необходимости выполнять то или иное требование, не подавляют строгостью и наказанием. В общение с детьми преобладают положительные оценки, в том числе предвосхищающая общая положительная оценка.
Либеральный тип характеризуется низкой степенью контроля, вседозволенностью, т. е. отсутствием всяких требований к детям, равнодушным отношением к ним, некоторой отчужденностью во всех ситуациях, за исключением ситуаций, когда жизни ребенка возникает угроза.
Было проведено исследование, которое выявило: как в группах воспитателей авторитарного типа, так и в семьях больше неуверенных детей. Отсюда и неудачи в деятельности, низкий уровень умений и навыков в отдельных видах деятельности. Как же помочь ребенку?
Эмоционально поддерживать одобрительным взглядом, мягким поглаживанием руки, ласковым советом.
Основной путь коррекции-обеспечение эмоционального благополучия и в семье и дошкольном учреждении, что возможно при демократическом стиле общения:
-фиксировать внимание на положительных сторонах личности
-доверительные, доброжелательные отношения
-авансированными положительными оценками
-включением в совместную деятельность по желаемому выбору
-привлекать ребенка в подгруппу детей, где он будет выполнять роль организатора, владеющего информацией.
Так же не следует забывать об индивидуальном подходе, т. е. когда педагог избегает замечаний в адрес застенчивого ребенка в присутствии группы, поощряет все его маленькие успехи. Полезный методический прием-переключение ребенка с отрицательных переживаний на положительные с помощью игр драматизаций.