Светлана Поздеева
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники в развитии художественной одарённости детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников имеют большое значение в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Публикация «Консультация для педагогов „Нетрадиционные техники в развитии художественной одарённости детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе художественной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые. Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Опыт работы с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его.
Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и другие, демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке. На практике это выражается в следующем:
в подготовительной группе большинство детей не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправильно»;
• ждут указаний от педагога;
• проявляют пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
• не умеют экспериментировать с изобразительными материалами»;
• показывают низкий уровень фантазии, художественного творчества;
• не передают личное отношение к объекту изображения.
Методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, к сожалению, не всегда способствуют формированию творческой личности:
• ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (солнце – желтое, небо – синее);
• отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);
• исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);
• занятия зачастую сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционному способу передачи полученной информации (рисование – только цветными карандашами или красками, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).
Так, сложной для детей – дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок ещё не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности.
Таким образом, возникает проблема, которая заключается в противоречии: с одной стороны необходимость и важность включения изобразительной деятельности в педагогический процесс, c другой - не у всех детей есть способность к данному виду деятельности. Согласна, развивать способности надо у всех, но одному надо только чуть-чуть помочь, а кого-то приходится длительно обучать, используя целый ряд педагогических приёмов. Стоит ли? Может быть, правильнее будет знакомить детей с такими техниками, которые будут доступными для всех? Использование данных техник способствует созданию ситуации успеха у всех детей и развитию творческих способностей.
В поисках новых методов и технологий было обращено внимание на нетрадиционные способы рисования.
Демонстрируя необычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения. Создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу.
На первых порах своей жизни, когда малыш не умеет еще читать и писать, единственным средством заявить о себе миру, выразить свои чувства и эмоции остаются линия и цвет. Но уже в детстве появляется способность или неспособность детей к тому или иному виду деятельности. Задача педагога – помочь ребенку найти себя в этом мире, помочь ему развить свои природные способности, а не навязывать свои представления о его будущем. А чтобы помочь ребёнку найти себя, мы обязаны предлагать ему как можно больше способов самовыражения. Рано или поздно, он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.
Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными техниками. Так зачем нужны нетрадиционные изобразительные техники? Чтобы разнообразить изобразительную деятельность вообще и представить ребенку больше шансов для самовыражения.
Что же они дают детям? Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Какова их эстетическая ценность? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Таким образом, актуальность педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.