Ольга Король
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие дети часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 5-6 летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор.
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя»
Публикация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольника» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Использование нетрадиционных техник рисования в творчестве детей
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции,ритма, колорита, цветовосприяти, чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста– это способ проявления творчества. возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
Рисование пальчиками.
В раннем возрасте детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок.
Рисование ладошками.
Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес.
Оттиск печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Вам понадобиться жесткая кисть, гуашь, бумага, вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватной палочкой.
Эта несложная техника позволит ребенку создать оригинальный узор или устроить снегопад в зимнем лесу. Можно рисовать точками, линиями прямыми и волнистыми, а немного пофантазировав, дополнить с помощью этой техники любой рисунок.
Для детей среднего дошкольного возраста можно добавить более сложные техники:
Техника «тампование» Делаем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы.
Рисование по трафарету тампоном. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Восковые мелки + акварель.
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Рисование свечой.
Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.
Оттиск отпечатками листьев.
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Техника «монопития».
Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела.
Оттиск смятой бумагой. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить
еще более трудные методы :
Техника «ниткопись».
Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.
Техника «набрызг».
Техника «набрызг» - на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений, прикладываем трафарет вазы. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе.
Техника «граттаж». Используют плотную бумагу или картон с готовым пёстрым рисунком, натирают обычной восковой свечой. Затем широкой кистью наносят на поверхность слой туши с добавленными несколькими каплями жидкого мыла. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем на готовом фоне рисунок.
Рисование солью.
Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Использование соли дает необычный эффект. Интересные работы получаются ели использовать соль в сочетании с клеем ПВА.
Техника рисования кляксография.
На сухой, можно тонированный фон внизу нанесите каплю тёмной краски. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд, чтобы получились мелкие ответвления. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.
Монотипия пейзажная.
Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение, как в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Батик. Ткань предварительно крахмалим, проглаживаем, натягиваем на рамку или на коробку, рисование производим гуашевыми или акварельными красками по заранее нанесенному карандашом эскизу или без предварительной подготовки.
Рисование на наждачной бумаге.
Рисунки на наждачной бумаге получаются неожиданно эффектными и бархатистыми. Это получается из-за того, что наждачная бумага чуть просвечивает под нанесенными на неё пятнами и штрихами, создавая иллюзию объёмного рисунка, а карандаш, скользя по «наждачке», оставляет на ней необычно яркий цвет Рисовать можно восковыми карандашами, масляными мелками, а можно сухой пастелью или школьными мелками.
Рисование мыльными пузырями.
В несколько емкостей с жидким мылом добавляют краску разных цветов. Затем дуют в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакивают об них бумагу. Получается необычное, сказочное изображение.