Наталья Савченко
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники
▼ Скачать + Заказать документы
1.Конспект занятия по рисованию на тему: «Листопад».
Задачи. Учить детей создавать сюжетные композиции отпечатками сухих листьев. Познакомить с техникой изображения природы (осенних листьев) в изобразительном искусстве. Развивать чувство цвета и композиций. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Развивать желание сохранить ее красоту в картинах и композиционных изображениях.
Темочки:
Предварительная работа. Экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдений в природе, беседы на тему осени; чтение стихотворений А. С. Пушкина на осеннюю тему; беседа по содержанию репродукций картин известных художников-пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», А. Саврасов «Осень» и др. ; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые разные»; экспериментирование с природным материалом для пробуждения художественных ассоциаций «На что похож листок?».
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, опавшие листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок порывает листок дерева красками разных цветов затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев дорисовываются кистью.
Ход занятия. Дети рассматривают на столе красивые осенние листья, вспоминают с каких они деревьев.
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Листопад» с музыкальным сопровождением (Чайковский «Времена года»):
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки-невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света-
Небо все созвездия зажгло.
С золотыми листиками схожи,
Звезды с неба сыплются… летят…
Будто в темном, звездном небе тоже
Наступил осенний листопад.
-Ребята, какие у нас красивые осенние листья. Как можно сохранить их красоту (приклеить, нарисовать).
Подвести к идеи создания картины «Листопад», с помощью отпечатка осенних листьев на бумаге.
Показать способ изображения листьев. Обсудить какие краски лучше использовать для «печатания» осенних листьев (красные, жёлтые, кое-где зеленые).
Дети самостоятельно выбирают виды листьев для печатания, создают его фон, сравнивают цветосочетания (желто-зелёный, жёлто-красный, красно-зелёный и т. д.).
Предложить детям назвать получившуюся картину и оформить группу для создания осеннего настроения.
2. Конспект занятия по декоративному рисованию на тему «Морозные узоры».
Задачи. Учить детей рисовать морозные узоры. Создавая условия для экспериментирования с красками и свечой, для получения фактурного изображения. Расширить и разнообразить ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, прямые и волнистые линии). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа. Рассматривание морозных узоров на стекле, сравнивание их с кружевными изделиями (салфетки, платки и пр.). Рисование в альбоме для рисования «Морозные Узоры». Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка зима»:
Это что за кружева
Вяжет Матушка-зима?
Вешает повыше,
На край зеленой крыши!
Ой, зима – чудесница,
Кружевам ровесница!
Это что за кружева
Стоит Матушка – зима?
Не проехать, ни пройти!
Белый город на пути!
Свеча +акварель.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисть.
Способ получения изображения. Ребенок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Ход занятия. Дети рассматривают плакат «Морозные узоры» или «Зимние окошко».
«Дыхнул Мороз в окошко и появились кружева, из воздуха сплетенные, как будто вышитые иглой с серебряной нитью, да золотой. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька-узелок. Петелька-узелок. Так и застывают в воздухе морозные узоры. По углам узелками закрепит, красиво, словно облако воздушное».
Предложить рассмотреть детям композиции «Морозные узоры» сравнить и описать варианты элементов рисования (точка, круг, завиток, трилистник, волнистая и прямая линии).
Объяснить детям новый приём изображения узоров, с использованием свечи. Если дети затрудняются рисовать сразу свечой, предложить сделать прорисовку простым карандашом, затем обвести свечой.
При нанесении фона, для проявления рисунка предложить детям использовать палитру для смешивания или размыва краски. Этот способ изображения поможет детям прочувствовать себя настоящими волшебниками.
В конце занятия, дети раскладывают свои «Морозные узоры на свободном столе для рассматривания. После просушивания рисунков предложить детям создать общий альбом «Морозные узоры».
3. Конспект занятия по рисованию на тему «Ракеты в космосе».
Задачи. Учить детей создавать космическое пространство. Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать технику пользования гуашевой краской (набрызгивание звезд). Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Предварительная работа. Рассмотрение изображений ночного неба. Беседа о космосе (в доступной форме). Знакомство с явлениями контраста (день-ночь,
черное - белое, свет-тень). Конструирование ракеты из деталей конструктора, счетных палочек. Закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, полукруг). Набрызгивание.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисточка, кусочек плотного картона лидо пластика(5*5).
Способ получения изображения. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой, краска разбрызгивается на бумагу.
Ход занятия. Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздынь «Космонавт».
Мне бы надо, очень надо
Космонавтом смелым стать.
Мне бы надо, очень надо
К двум Медведицам слетать!
Если силы наберу,
Заверну и на Луну,
И к веселым марсианам
Непременно загляну!
Мама шлем купила,
Скоро к звёздам полечу.
Ем и кашу, и морковку,
Если даже не хочу.
Вместе с детьми рассматриваем изображение звездного неба, с летящей в
даль ракетой. Обратить внимание на панораму звёздного неба, его мерцающие звезды, которые можно изобразить с помощью приёма набрызгивания краски.
После изображения звездного неба можно дополнить его летящей ракетой, планетой Луна, или летящими кометами. Обратить внимание на величину ракеты по отношению к листу бумаги (она не должна быть слишком большой или маленькой).
Все работы помещаются вместе для фриза «Ракеты в космосе», для украшения родительского уголка на праздник «День космонавтики».
Список литературы для составления конспектов занятий.
В. Н. Лукьянченко, Н. И. Титаренко «Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников».
Р. Г. Козакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа.