Азаренко Елена
Нетрадиционные техники рисования — путь к свободе и творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольника рисование является языком внутреннего мира. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства
Публикация «Нетрадиционные техники рисования — путь к свободе и творчеству» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Творчество нужно всем, можно не быть художником, музыкантом, но при этом быть творческим человеком, т. е. уметь видеть в окружающем мире красоту, необычное среди обычного, удивляться и задумываться, стараться найти ответы на возникающие вопросы, решать трудные задачи и этому радоваться, а самое главное мыслить.
Дошкольное детство можно сравнить с весенней пашней, когда вспахивают и засевают внутренний мир ребёнка, его сознание. Упустить это время всё равно, что упустить весну. Поэтому не нужно отмерять порции детского творчества, порции впечатлений. Не надо навязывать ребенку определенные штампы и стереотипы (трава – только зеленая, дом – только такой формы, заставлять копировать образец взрослого. Необходимо создать условия для самовыражения ребенка в цвете и линии, предоставить ему множество материалов для рисования.
Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».
Какие необычные материалы можно включать в детское творчество? Я, например, в своей работе использую соломинки, палочки для коктейля, необычные листики и травинки, ниточки разной толщины и фактуры, печати и другие материалы.
Каждый из нетрадиционных материалов, который может быть предложен дошкольникам, имеет свою специфику, изобразительные возможности. Неправильно думать, что достаточно научить ребенка рисовать каким-то материалом, другими он научится сам. При применении различных материалов, воспитатель должен сначала тщательно продумать и предлагаемую технику работы, и ожидаемый результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.
Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей я капаю на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаю им подуть в трубочку для коктейля, погонять капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получилось дети, проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы – деревья, птицы, загадочные животные, драконы, салют и другие.
Очень любят дети и прием печатанья. Для выполнения работы использую «печатки» из овощей, листьев, катушек, пробок, колпачков от фломастеров, кубиков с наклеенными нитками. Каждый рисунок, в зависимости от того, чем ребенок печатал, получается разный. Дети рисуют домики, фигуры людей и животных, пейзажи.
Я периодически включаю в свою работу увлекательный, необычный прием рисования мыльными пузырями. Используя шампунь, гуашь, трубочку для коктейля мы создаем мыльную пену, прикладывая к которой лист белой бумаги получаем изображение и прорисовываем детали.
Новые возможности для развития художественного творчества детей открывает редко используемая педагогами детских садов, в связи с большим объемом предварительной работы, нетрадиционная техника рисования – «граттаж». Путем процарапывания тонированной бумаги покрытой воском дети создают волшебные картины, например: «Космос», «Зимний лес», «Салют», «Закат» и другие. Создавая работу в технике «граттаж» ребенок не знает, какой у него получится результат, потому что здесь большую роль играет цветовое решение основы. Лист бумаги может быть затонирован одним цветом, пятнами, линиями плавно переходящими одна из другой выполненными в холодной или теплой цветовой гамме.
Рисунки, полученные с помощью нетрадиционной техники рисования, отличаются выразительностью, неожиданностью цветового решения и очень привлекательны для детского восприятия.
Своими работами дети гордятся, любуются, стремятся показать их другим и получить заслуженную похвалу. Поэтому я использую детские рисунки при оформлении тематических выставок, оформления группового интерьера, музыкального зала, подарков к знаменательным датам.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивляться и радоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.