Надежда Сивцева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования. Рисование нетрадиционными способами- увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Все необычное привлекает внимание, развивает вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Работа с нетрадиционными техниками изображения у детей стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Использование этого метода дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. В уголке для рисования оформляется стенд для работ детей, есть все необходимое для самостоятельного творчества. Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски, (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти толстые и тонкие); печатки и шаблоны, кусочки поролона, вата и ватные палочки, трубочки.
Содержание моей деятельности носит развивающий характер, и направленно на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Оглянитесь вокруг, сколько разных и интересных вещей можно найти для использования в рисовании нетрадиционным способом : листья деревьев, цветов, травы, овощные штампы, и печати; пористые губки, ватные палочки, и др.
Для этого составила план – программу, перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты для детей разного дошкольного возраста. Использовала методическую литературу различных авторов, таких как пособие А. В Никитиной, И. А. Лыковой, Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, по данной теме я нашла очень много интересных идей. Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Необходимость создания программы:
• «Художественно- эстетическое развитие»;
• Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладеть особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Практическая значимость:
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, у ребенка формируется и развивается определенные способности : зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Так развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно- трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Цель программы:
• Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи – это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи первого года обучения:
• Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.
• Практически знакомить с навыками при работе нетрадиционными техниками.
• Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
• Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
• Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи второго года обучения:
• Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
• Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
• Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.
• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
• Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи третьего года обучения:
• Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
• Формировать относительную устойчивость замысла.
• Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
• Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
• Пробуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
• Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Способствовать развитию творческих способностей у детей через нетрадиционной технике рисования.
• Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности дошкольников программой предусмотрено:
В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила нетрадиционной технике рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути ее решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Организация занятий кружка:
Программа «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» рассчитана на 3 года обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью: для детей 4-5 лет (20 мин., для детей 5-6 лет (25 мин., для детей 6-7 лет (30 мин.). В начале учебного года по проекту «Неделя творчества» проходит совместная работа с детьми и родителями всех групп, по окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ, консультации для родителей, воспитателей и тематические выставки в ДОУ ежеквартально, а так же, персональная выставка лучших работ детей во втором квартале раз год.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Изобразительная деятельность - эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большим возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей.
Сивцева Надежда Константиновна
Педагог дополнительного образования по изо
МБДОУ № 17 детский сад «Кунчээн»