Галина Посевина
Консультация «Нетрадиционные способы рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные способы рисования»
В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы наиболее полно раскрыть творческий потенциал ребенка, предоставить возможность развивать творческое начало.
Сегодня мы хотим уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта и навязанных стереотипов. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаю предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Чем разнообразнее детская продуктивная деятельность, тем успешнее всестороннее развитие ребенка.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные способы рисования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Все дети очень любят рисовать, но это получается не у всех, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная подготовка. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей, что влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение к процессу рисования и неуверенности.
Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Нетрадиционные изобразительные технологии- это эффективное средство изображения, включающее художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой-то определенный стереотип, дать возможность самовыразиться. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании.
Наряду с традиционными способами рисования использую нестандартные, такие как набрызг, рисование по мокрой бумаге, ниткография, акваграфия, рисование свечой, выдувание воздухом,граттаж, витраж и пр. Одна из моих самых любимых - техника клеевого витража, когда рисунок получается рельефным и объемным.
Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Очень интересна пальчиковая живопись. У детей она вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д.
Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.
В ходе работы с детьми я использую еще один интересный способ нетрадиционной техники рисования -монотопию. Особенно удачен и целесообразен этот способ при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется желание рисовать.
Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.
Кажется, что же еще удивительного и необычного можно придумать для развития детского творчества, какой материал будет работать по новому, необычно? Я долго думала об этом и, нашла - таки! Инновационная технология, которую я стала применять в своей практике для развития творческих способностей детей – это обыкновенное перышко, а точнее – оттиск пера.
Для города найти перышки - проблематично, а у нас в селе этого материала предостаточно: от маленького воробьиного перышка, до большого красочного пера петуха или индюка! Замечательные картинки можно сделать: резные снежинки, красочные букеты, осенние пейзажи, и, даже жар-птицу! Использовать перо можно как самостоятельный, готовый материал, нанесением краски (акварель, гуашь, акрил) на одну из сторон пера и сделать оттиск на бумаге, таким образом, получится красочная картинка. Аесли использовать 2-3 цвета одновременно, тогда получится радужное перышко.
Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- учить созерцать красоту окружающего мира, развивать эстетическое восприятие;
-развивать способность наблюдать, всматриваться и вслушиваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Нетрадиционные методы рисования я использую не только в НОД по рисованию, но и в других видах деятельности, а также в свободное от занятий время. Я стала замечать, что у детей повышается интереск изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают тот или иной материал, стоит только предложить им тему рисования.
Проведение организованной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное и абстрактное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• чувство фактурности и объемности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и фантазии;
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза детей блестят от восторга, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно самому быть открытым, доброжелательным, креативным.
Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.