Наталья Стасуй
Нетрадиционные способы повышения мотивации детей к логопедическим занятиям
▼ Скачать + Заказать документы
Тема повышения мотивации всегда актуальна и является постоянным предметом изучения всех без исключения учителей-логопедов. Если в начале коррекционного обучения дети с удовольствием посещают занятия, то после наблюдается заметное снижение интереса. Объяснение такому положению простое: на первых этапах работы есть больше возможностей использовать игровые приёмы, но главное успешность и неуспешность детей на занятиях не столь очевидна. На дальнейших этапах коррекционной работы сложность материала увеличивается, дети по-разному усваивают новый материал. И несмотря на то, что на занятиях мы не сравниваем результаты, дети сами оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно длительное время. У них падает интерес, появляется неуверенность в себе. Чем больше выражено речевое недоразвитие, тем сильнее это проявляется. Усугубляется это обстоятельство, если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе.
Темочки:
Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и в свои возможности, почувствовать себя успешным. На занятиях необходимо оценивать не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему. Стараться находить даже совсем маленькие достижения, хвалить ребёнка. Именно такой подход позволяет всем детям независимо от их возможностей и логопедических диагнозов чувствовать себя успешным. Сложность проведения занятий состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ребёнку. Очень важно найти «ключик» к каждому ребёнку, помочь ему раскрыться. Хвалить ребёнка можно только при условии действительно совершенных стараний и усилий. При каждом удобном случае подбадривать, делать акцент на том, что получается. Необходимо тщательно осуществлять подбор материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и ближайшей зоны его развития.
С целью повышения мотивации к логопедическим занятиям я использую различные методы, способы и приёмы.
• В начале учебного года ребёнок получает «Дневник достижений». Детям нравится, когда в качестве поощрения они получают печать с изображением сказочного героя или сами выбирают наклейку-похвалу.
• Современные дошкольники проявляют огромный интерес с компьютеру. Ведь эти занятия создают положительное эмоциональное состояние у ребёнка, повышают мотивацию. Специально разработанные компьютерные программы, которые я использую в логопедической работе носят коррекционный, обучающий и развивающий характер («Баба Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры»).
• Незаменимыми помощниками логопеда на протяжении всего периода коррекционного обучения должны стать родители. Необходимо всегда напоминать родителям, что учитель-логопед является только попутчиком в ежедневных, скрупулёзных занятиях родителей с ребёнком. Совместными усилиями нужно дать понять детям, что путь к знаниям долгий. Главное учиться преодолевать трудности, познавать новое, стать любознательным и настойчивым.