Инна Самолюк
«Волшебный мир пластилина». Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир пластилина знаком каждому из нас со времен детства. Современные технологии позволили усовершенствовать этот материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Публикация «„Волшебный мир пластилина“, Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду» размещена в разделах
Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками пластилина, его приходилось долгое время разминать в руках, а так же изготавливать и прикреплять мелкие детали.
Я попробовала посмотреть на лепку нетрадиционно под другим углом и поставила перед собой цели и задачи:
1. Обучение навыкам работы с пластилином : Знакомство с новыми приёмами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приёмов.
2. Формирование интереса к лепке.
3. Обучение ориентироваться на листе бумаги.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие речи.
6. Ознакомление с окружающим миром.
7. Развитие эмоций и фантазий.
Использовала другие методы, которые подходят для работы с маленькими детьми.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки;
Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путём их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцем, указательным пальцем на ладони или на доске;
Надавливание – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепёшки в определенном листе на плоской основе поделки;
Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки;
Но и здесь я столкнулась с небольшими проблемами. Сложно было детям скатывать небольшие шарики диаметром 7-10 мм между большим и указательным пальцем, тогда я предложила детям много вариантов: раскатывать указательным пальцем на ладони; между ладонями и на доске. Дети выбирали самостоятельно, как им удобно скатывать шарики. Так же расставлять шарики симметрично давалось детям трудно, я стала рисовать ориентировочные точки, чтобы малышам было понятно, как должны быть расположены шарики на картинке. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности мною было предложено простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию и не требующие много времени для выполнения.
В процессе работы с детьми раннего возраста я опробовала методику работы по Янушко. Она включает в себя знакомство с пластилином и его свойствами, изготовление пластилиновых картинок выше перечисленными методами. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребёнок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого.
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству интегрируется в другие виды деятельности : коммуникацию, познание, используется пальчиковая гимнастика и чтение художественной литературы.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином, ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что непосредственно- образовательная деятельность по продуктивной деятельности – это особая ситуация, которая стимулирует расширению активного и пассивного словаря.
Данная работа в этом направлении ведётся в системе.
Такие формы инновационной работы дают положительные результаты: у детей младшей группы хорошо развита мелкая моторика пальцев, малыши научились координировать движения рук, приобрели новый сенсорный опыт, закрепили знания в цвете, величине и форме. Кроме того, они научились планировать свою работу и доводить её до конца.