Елена Блинова
Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 144» Минобороны России
Утверждаю Заведующая ФГК ДОУ № 144 ___ С. Г. Ясакова
Принято на заседании педсовета от «___»___ 20__г. протокол №___
Рабочая учебная программа по образовательной области
«Художественное творчество» (Лепка)
вторая младшая группа
Разработчик:
Воспитатель - Блинова Е. П.
Пояснительная записка
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
Рабочая учебная программа разработана для построения системы педагогической деятельности второй младшей группы, Федерального Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 144» Министерства обороны Российской Федерации.
Данная учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» (лепка) разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и базируется на основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке являются одним из первых шагов по приобщению детей к художественной деятельности и творчеству, художественного вкуса, стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста. Программа направлена, на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей 3-4 лет.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщения к окружающему миру и искусству, расширения кругозора, создания условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.
Целью программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.
Задачи:
- создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников;
- формировать яркие положительные эмоции, в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
- развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность и трудолюбие.
Новизна данной рабочей учебной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.
Содержание работы по программе второй младшей группы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая учебная программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГТ.
Данная программа предполагает проведение 1 интегрированного занятия в неделю, продолжительностью 15 минут, 18 занятий в год. При этом, непосредственно образовательная деятельность по лепке включает в себя совокупность образовательных областей: «Безопасность», «Труд», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
При составлении данной программы был учтен локальный компонент ДОУ: основным приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое воспитание.
Также, в программу включен национально-региональный компонент: знакомство с особенностями родного края (географическое местоположение, природа, достопримечательности, народные промыслы).
Содержание учебной дисциплины
Воспитателю необходимо формировать интерес детей к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку, зубочистку); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем, прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку (подставку). Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:
- отрывать кусочки пластилина (глины) и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из пластилина (глины) (конфетки, шарики, орешки, разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
- делить пластилин (глину) на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
- раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая диско подобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
- делить пластилин (глину) на 2-3 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с пластилином (глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:
- делить пластилин (глину) на части и раскатывать его между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
- расплющивать пластилин (глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты, сгибать и защипывать форму пальцами рук;
- делить пластилин (глину) на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка, диск и цилиндр (гриб);
- соединять части прикладыванием и прижиманием.
Ожидаемые результаты.
К концу года дети должны иметь представление о свойствах пластичных материалов (глины, пластилина, пластической массы, понимать, какие предметы можно из них вылепить. Уметь: отделять от большого куска пластилина (глины) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1 - 3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить. Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Инструменты и материалы, применяемые на занятии, это учебно–наглядные пособия: плакаты, игрушки, муляжи.
Оборудование: восковый пластилин, глина, тесто, дощечки, стеки, х/б салфетки для рук.
Тематическое планирование
1 занятие в неделю, всего 18 занятий в год.
№
Тема занятия
Кол-во часов
1.
«Пищащий комочек».
1
2.
«Палочки».
1
3.
«Конфетки».
1
4.
«Колбаски на тарелочках».
1
5.
«Разные цветные мелки».
1
6.
«Бревенчатый домик – станция».
1
7.
«Улитка».
1
8.
«Яблоки и груши».
1
9.
Лепка по желанию.
1
10.
«Шарики».
1
11.
«Орешки».
1
12.
«Бублики».
1
13.
«Баранки и халы».
1
14.
«Витамины».
1
15.
«Колобки».
1
16.
«Елочный шарик».
1
17.
«Печенье».
1
18.
«Лепешки большие и маленькие».
1
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровень развитие интегративных качеств детей второй младшей группы осуществляется 2 раза в год (январь, май). Осуществляется с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой ДОУ основной общеобразовательной программе развития и воспитания в детском саду «Детство», под ред. Т. И. Бабаевой, В. И. Логиновой.
В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки.
Задание проводится по подгруппам (4 ребенка) по сказке «Теремок». Детям должны вылепить кого-либо из зверей (заяц, лиса, медведь, волк) в соответствии с сюжетом (вылепить героев для своей композиции). Например, заяц, тарелка, стол. Критерии оценки: 3 балла - делает все самостоятельно, 2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослому, 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, бесед, анализа продуктов детской деятельности…
Список литературы:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
2. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
3. Диагностика к "Программе воспитания и обучения в детском саду " : под ред. М. А. Васильевой" Издательство: Красноярск 2009 г.
4. Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно- тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.
5. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
6. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
7. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
8. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.