Получи документы

Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе

Елена Блинова
Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральное Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 144» Минобороны России

Утверждаю Заведующая ФГК ДОУ № 144 ___ С. Г. Ясакова

Принято на заседании педсовета от «___»___ 20__г. протокол №___

Рабочая учебная программа по образовательной области

«Художественное творчество» (Лепка)

вторая младшая группа

Разработчик:

Воспитатель - Блинова Е. П.

Пояснительная записка

Темочки:

Рабочая учебная программа разработана для построения системы педагогической деятельности второй младшей группы, Федерального Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 144» Министерства обороны Российской Федерации.

Данная учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» (лепка) разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и базируется на основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке являются одним из первых шагов по приобщению детей к художественной деятельности и творчеству, художественного вкуса, стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста. Программа направлена, на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей 3-4 лет.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщения к окружающему миру и искусству, расширения кругозора, создания условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Целью программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.  

Задачи:

- создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников;

- формировать яркие положительные эмоции, в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

- развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность и трудолюбие.

Новизна данной рабочей учебной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.

Содержание работы по программе второй младшей  группы соответствует основным  положениям  возрастной психологии и  дошкольной педагогики и  выстроено  по  принципу развивающего  образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивает единство воспитательных и обучающих  целей  и  задач.

Рабочая учебная программа сформирована  в соответствии  с принципами и подходами, определенными  ФГТ.

Данная программа предполагает проведение 1 интегрированного занятия в неделю, продолжительностью 15 минут, 18 занятий в год. При этом, непосредственно образовательная деятельность по лепке включает в себя совокупность образовательных областей: «Безопасность», «Труд», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

При составлении данной программы был учтен  локальный компонент ДОУ: основным приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое воспитание.

Также, в программу включен национально-региональный компонент: знакомство с особенностями родного края (географическое местоположение, природа, достопримечательности, народные промыслы).

Содержание учебной дисциплины

Воспитателю необходимо формировать интерес детей к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку, зубочистку); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем, прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку (подставку). Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.     

Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:

- отрывать кусочки пластилина (глины) и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из пластилина (глины) (конфетки, шарики, орешки, разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;

- делить пластилин (глину) на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);

- раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);

- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая диско подобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);

- делить пластилин (глину) на 2-3 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с пластилином (глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

- делить пластилин (глину) на части и раскатывать его между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);

- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);

- расплющивать пластилин (глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты, сгибать и защипывать форму пальцами рук;

- делить пластилин (глину) на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка, диск и цилиндр (гриб);

- соединять части прикладыванием и прижиманием.

Ожидаемые результаты.

К концу года дети должны иметь представление о свойствах пластичных материалов (глины, пластилина, пластической массы, понимать, какие предметы можно из них вылепить. Уметь: отделять от большого куска пластилина (глины) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1 - 3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить. Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Инструменты и материалы, применяемые на занятии, это учебно–наглядные пособия: плакаты, игрушки, муляжи.

Оборудование: восковый пластилин, глина, тесто, дощечки, стеки, х/б салфетки для рук.

Тематическое планирование

1 занятие в неделю, всего 18 занятий в год.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

«Пищащий комочек».

1

2.

«Палочки».

1

3.

«Конфетки».

1

4.

«Колбаски на тарелочках».

1

5.

«Разные цветные мелки».

1

6.

«Бревенчатый домик – станция».

1

7.

«Улитка».

1

8.

«Яблоки и груши».

1

9.

Лепка по желанию.

1

10.

«Шарики».

1

11.

«Орешки».

1

12.

«Бублики».

1

13.

«Баранки и халы».

1

14.

«Витамины».

1

15.

«Колобки».

1

16.

«Елочный шарик».

1

17.

«Печенье».

1

18.

«Лепешки большие и маленькие».

1

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровень развитие интегративных качеств детей второй младшей группы осуществляется 2 раза в год (январь, май). Осуществляется с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой ДОУ основной общеобразовательной программе развития и воспитания в детском саду «Детство», под ред. Т. И. Бабаевой, В. И. Логиновой.

В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки.

Задание проводится по подгруппам (4 ребенка) по сказке «Теремок». Детям должны вылепить кого-либо из зверей (заяц, лиса, медведь, волк) в соответствии с сюжетом (вылепить героев для своей композиции). Например, заяц, тарелка, стол. Критерии оценки: 3 балла - делает все самостоятельно, 2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослому, 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, бесед, анализа продуктов детской деятельности…

Список литературы:

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.

2. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

3. Диагностика к "Программе воспитания и обучения в детском саду " : под ред. М. А. Васильевой" Издательство: Красноярск 2009 г.

4. Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно- тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

5. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

6. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.

7. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.

8. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Публикации по теме:

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 23:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Блинова (УИ 110361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД