Татьяна Антонова
Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы «Пестрая смесь идей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пестрая смесь идей
На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи, усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная вовлеченность детей в занятие, отмечаются психологические нарушения у воспитанников.
Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия.
Все чаще в образовательном процессе применяются различные арт-технологии, вот и в моей методической копилке появилась такая технология, которая позволяет решать задачи коррекции речевого развития с одной стороны и развивать эмоциональную и познавательную сферы и с другой стороны.
Публикация «Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы „Пестрая смесь идей“» размещена в разделах
Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.
Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Количество иллюстраций не ограничено. Главное, чтоб они были хорошо знакомы ребенку, несли эстетическую ценность, отражали изучаемый материал и участие малыша в образовательном процессе.
Наличие наглядности - основа для организации речевой и познавательной активности, т. к. ребенок в дошкольном возрасте не умеет ни читать, ни писать. Зато всегда с удовольствием участвует в процессе «творения», связанного с ощупыванием, вырезанием, наклеиванием ….
Целью использования коллажа является развитие коммуникативных компетенций, повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса у дошкольников, доступным средством познания окружающего мира.
Задачи:
Пополнение словарного запаса;
Формирование навыков словообразования;
Формирование правильного звукопроизношение;
Развитие фонематических процессов;
Развитие пространственных представлений;
Формирование лексико-грамматических категорий;
Развитие связной речи;
Развитие познавательных психических процессов.
Коллаж «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»
Данный коллаж используется на этапе нормализации речевой моторики.
Создан на основе сказки про веселый язычок.
Содержит изображения артикуляционных упражнений.
Коллаж «Звуковичок» используется на этапе автоматизации звука.
Игры, задания и упражнения:
1. Назвать, что изображено на коллаже.
2. Назвать звук, который есть в названии каждого, изображенного на коллаже предмета.
3. Назвать слова, в которых заданный звук стоит первым, последним, находится в середине слова.
4. Назвать предмет, изображенный в центре коллажа. Назвать, что находится справа от него, слева, вверху, внизу.
5. Посчитать предметы, изображенные на коллаже от 1 до 5. Согласование существительных с числительными
6. Игра "Один - много". Упражнять детей в употреблении существительных в форме именительного и родительного падежа множественного числа.
7. Игра "Назови ласково". Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
8. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?").
9. Согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.
10. Составить предложения из четырех, пяти и более слов по определенной картинке.
11. Узнать предмет по его описанию.
12. Составить рассказ - описание, загадку - описание по предложенному плану.
13. Составить небольшой творческий рассказ с использованием максимального количества картинок, изображенных на коллаже.
Создание электронных коллажей с помощью программ Microsoft Word и конструктора картинок портала Мерсибо. Электронные коллажи проще в изготовлении, в сети интернет можно найти огромное количество не только ярких красочных картинок, но и цветных фотографий на различные лексические темы. При создании электронных коллажей возможно использование графики, средств анимации, добавление звукового сопровождения.
Коллажи по изучаемым лексическим темам.
Способствуют активизации и обогащению словарного запаса по изучаемым лексическим темам.
Закрепление знания обобщающих слов.
Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
Развитие связной речи.
Игры, задания и упражнения:
1. Назвать конкретные существительные.
2. Назвать предметы, изображенные на коллаже, одним словом.
3. Назвать части предметов.
4. Отгадывание загадок.
5. Узнавание предмета по описанию.
6. Составление рассказа - описания и загадки - описания по предложенной схеме.
Коллаж по развитию связной речи.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.
Авторами коллажей может подгруппа детей, семья, отдельные участники и педагоги.
Это коллективная деятельность позволяет решать множество задач: в предварительной работе принимают участие родители; совместная деятельность детей друг с другом и с педагогом побуждают к речевой активности, к коммуникации, умению находить компромисс между собой, тем самым решаются коррекционно-логопедические задачи.
Логопедический коллаж имеет ряд несомненных достоинств:
Прост в изготовлении;
Можно использовать в электронном виде;
Очень интересен детям;
Позволяет решать большое количество задач коррекционной работы;
Удобно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях;
Можно распечатать и изготовить в любом количестве, в любом размере.
Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, предполагает большую степень свободы, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, развивает мелкую моторику и коммуникативные навыки.
В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только речевой активности й, но и познавательной активности.
Список использованной литературы
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - СПб., 2000.
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.