Юлия Деханова
Опыт работы «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я много лет работаю в детском саду учителем – логопедом.
В ходе моей работы я заметила, что дети, у которых не достаточно развита речь, наблюдается общее моторное отставание. Пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Следствием слабого развития общей моторики детей, в том числе и их рук, становится общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь.
Развитие мелкой моторики должно быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей и т. д.
Поэтому в образовательном процессе нашего дошкольного учреждения возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Работа по развитию мелкой моторики начинается с групп раннего возраста. В своей работе применяем как традиционные, так и нетрадиционные методы развития мелкой моторики.
Традиционные.
- мозаику;
- пористые губки (сжимать – разжимать);
- клубочки ниток (для наматывания);
- пособия по застёгиванию пуговиц;
- наборы верёвочек для завязывания и заплетания;
- различные пособия со шнуровками;
- палочки (выкладывать узоры) и многое другое.
Настенное панно по развитию мелкой моторики
Тренажёры
Нетрадиционные
Пробки от пластиковых бутылок
Учёные установили, что детям после трё х лет доступны следующие позы пальцев: «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо». И при нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш достаточно точно воспроизводит направленные движения, его размах, воспроизводит действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов. Дети четырё х лет могут успешно воспроизвести движения: ладонь – кулак – ребро.
Развитие тактильной чувствительности:
- растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т. д. ;
- поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов
1. Грецкие орехи
- Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
- Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
- Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
- Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
2. Карандаши
- Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально) :
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
3. Массаж колючим мячиком
- Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
- Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
• Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
• Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
Игры с пальцами с использованием разнообразного материала
1. Экспандер кистевой (или мячик резиновый маленький)
Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
2. Чётки (бусы)
- Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
- Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
- Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
- Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
- Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
3. Бельевые прищепки
- Прицеплять прищепки к цветным кругам из картона (закрепление цвета); к силуэту: ежика (колючки, солнца (личики, ствол елки (веточки); к веревочке, натянутой на уровне плеч ребенка (координация).
- Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :
Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
4. Крупа (горох целый, фасоль; рис, гречка и др.)
- «Золушка» : сортировать в две разные чашечки.
- Угадывать с закрытыми глазами (тактильные ощущения).
- Выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
- «Волшебный колодец» : насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки (старший возраст) или на одну тему.
5. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
6. Бисероплетение.
По желанию ребенка бисер и бусинки могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук.
Работая с детьми, у которых нарушена речь, я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики, ведь речь находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Список использованной литературы
• Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
• Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы [текст] : учеб. - метод, пособие / Под ред. О. А. Степановой. – ООО ТЦ Сфера, 2006.
• Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
• Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008. -32с.
• Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД, М., 1974
• Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М. ,1973
• Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
• Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
• Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010