Татьяна Геннадьевна Анашкина
Нетрадиционные методики проведения артикуляционной гимнастики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методики проведения
артикуляционной гимнастики в доу.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе
Публикация «Нетрадиционные методики проведения артикуляционной гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционная гимнастика - неотъемлемый компонент логопедических занятий, подготавливающий речевой аппарат ребенка к дальнейшей работе. Однообразное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес к самому процессу, снижается его качество. Применение артикуляционной гимнастики также целесообразно и на занятиях по речевому развитию, ведь в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, поэтому данная работа адресована и логопедам, ежедневно использующих этот вид работы с детьми, и воспитателям для более продуктивной работы детей на занятиях.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Чтобы работа была интересной и продуктивной предлагаю рассмотреть разные нетрадиционные варианты проведения артикуляционной гимнастики :
• Логосказки
• Фонетическая ритмика
• Лэпбук
• Биоэнергопластика
• Театр пальчиков и Язычка
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «помогалочек» (сушки, палочки, ложки)
• Применение логопедических кубиков
• Применение сопровождающих картинок с заданиями («Логогусеница», карточки с артикуляционными упражнениями).
Логосказки – это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. Пример: «Жил-был Язычок. Проснулся он утром. Выглянул в окошко…» и т. д.
Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Суть метода в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Лепбук, который включает комплекс артикуляционных упражнений, дополненный картинками и иллюстрациями
Биоэнергопластика
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
«Птенчики»- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх
Театр пальчиков и Язычка
Знакомая нам пальчиковая гимнастика в сочетании с упражнениями для органов речевого аппарата
«Капуста»
Текст произносит
взрослый
Движения или статичная поза
Рук Губ и языка
Мы капусту рубим, рубим,
Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»
Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки»
Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык
Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.
Применение дополнительных атрибутов (сушки, ложки, трубочки и т. д.)
Развитие подвижности и координации языка при помощи сушки, баранки.
Применение логопедических кубиков
Кубик с изображением задания для выполнения упражнения (ребенок бросает кубик – выполняет задание)
Применение сопровождающих картинок с заданиями
Ребенок берет карточку и выполняет указанное на ней задание. Варианты проведения – Логогусеница, паровозики с заданиями и т. д.
Список использованной литературы
1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
2. Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5 – 7 лет: приложение к книге «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» / Ю. В. Иванова. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с.
3. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
4. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.