ТАТЬЯНА РОЖКОВА
Нетрадиционные игровые пособия в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс:
«Нетрадиционные игровые пособия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».
Для организации процесса обучения в детском саду пособия просто необходимы. Ведь пособие – это источник опыта и знаний для воспитанников. Материал в пособиях разделен таким образом, чтобы были охвачены все виды деятельности дошкольников, подобрано ряд интересных, практических задач, чтобы обучение для детей происходило с помощью игры и не вызывало усталости. Учеными давно доказано, что ребенок, играя, гораздо легче усваивает информацию.
Публикация «Нетрадиционные игровые пособия в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Слайд 1-2 Основные принципы, для создания игровых пособий :
• совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
• постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
• повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
• единство обучающих и воспитательных воздействий.
Мой опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что для поддержания интереса к занятиям, для дальнейшего развития требуется постоянно придумывать не только новые пособия, но и разнообразить материалы.
Так как тактильные ощущения развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша, способствуют обучению.
Слайд -3 Уникальность вязаных пособий состоит в том…
1. Что это авторские творения ручной работы.
2. Привлекают внимание детей и «просятся» в руки.
3. Пособия сделанные с душой, несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
4. Вязаные пособия – отличный помощник в общении с ребенком!
Слайд -4-5
Пособие «Волшебные полоски, колечки, цыплята»-вязаные разноцветные полоски с петлей и пуговицей, вязаные разноцветные колечки и цыплята. Тренировка пальцев рук стимулирует интенсивное речевое развитие ребенка, способствует координации артикуляционной моторики.
Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие понимание цвета и обогащение словарного запаса прилагательными. Прямой И обратный счет- согласование числительных.
Понимание или уточнение названий цвета: покажи (дай) или назови зелёную полоску, красную ….и т. д. Это как правило дети с ОНР - 1-2 уровнем развития речи.
Сделай по образцу: сделай, как у меня; по инструкции; придумай сам. Посоревнуемся – сделать дорожку, браслет, бусы, пояс. Такие задания для детей с ОНР- 3-4 уровня речевого развития.
Слайд -6-7. «Колечки»- заучивание названий пальцев рук. Автоматизация изолированных звуков: пробеги по дорожке «пальчиком с колечком».
«Цыплята»-сосчитай шаги; кто дальше пробежит? Кто быстрее?
Слайд -8-11. Пособие «Любимая кастрюлька» - вязаная кастрюля с тарелочками и вязаные овощи, фрукты.
Цель игры: знакомство с понятиями «овощи, фрукты» обогащение словарного запаса по темам; отработка грамматических категорий (родительный падеж ед. мн. числа- из чего) и т. д.
Варианты игры: «Разложи по тарелочкам», «Приготовь суп», «Сделай овощной салат или фруктовый компот», развитие творческих способностей «Осенний венок».Так же овощи и фрукты, я использую для развития связной речи воспитанников : для пересказов сказок, например «Как овощи воевали»; для составления диалогов; для составления рассказ по аналогии ит. д.
Слайд -12-13. Пособие «Три бойца в борьбе за урожай: Огородничек, Фруктовичок, Лесовичок» - вязаные игрушки и набор картинок.
Цель игры: закрепление и дифференциация понятий «овощи, фрукты, дары леса»; обогащение словарного запаса существительными, прилагательными; отработка грамматических категорий (ед. мн. число существительных, уточнение падежных окончаний: - Кому что?- О чем мечтали?) и т. д.
Особенно интересно проходят упражнения, когда дети «Огороднички, Фруктовички, Лесовички» :
-Я, Огородничек, припас моркови, капусты, свёклы….
А я, Фруктовичек, припас яблочек, вишенки, ….
А я, Лесовичек, припас много грибов, орехов, ягод…
А вы, все больше и больше задаёте вопросов ….
-Чем будете угощать зимой?
-Какие получились заготовки? И т. д. и не заметно получается новая история.
Слайд -14-15. И самое любимое – это развитие связной речи с элементами творчества. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Я заметила, когда дети получают вязанного персонажа, они быстрее и охотнее вживаются в роль, придумывают диалоги и продолжения к рассказам.
Для ОНР-1-2 ур. р. р - маленькие пересказы, например, инсценировка сказки Н. Сутеева «Утенок и цыпленок».
Для ОНР – 3-4 ур. р. р. –пересказы с элементами творчества и составление творческих рассказов, например, «Сказка о том, как овощи воевали».