Божена Афонченко
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: педагог дополнительного образования Афонченко Божена Олеговна
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей в учреждении дополнительного образования
Семейное воспитание играет главенствующую роль в развитии ребенка. Уклад семьи, семейные традиции, стиль общения в семье – все это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Конечно, каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Учреждение дополнительного образования играет важную роль в развитии ребенка и коррекции негативных воспитательных воздействий. Кроме того, усилия учреждения доп. образования должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов. Качество взаимодействия учреждения с семьей определяет эффективность образовательного и воспитательного процесса. Гармоничное развитие личности без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [3, с. 60-68].
(слайд 1) В своей работе с родителями я использую традиционные, нетрадиционные и современные формы взаимодействия.
К нетрадиционным формам взаимодействия с родителями можно отнести такой вид работы как, семейный клуб. [1, с. 66-70] :
(слайд 2) Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Семейные клубы динамичные структуры.
В нашем центре ежемесячно проходят встречи семейного клуба. Под руководством Канищевой С. В. я являюсь и помощником, и организатором семейного клуба для родителей. Мы уже организовали родителям встречу с психологом, на которой родители задавали много вопросов и были активными слушателями. По окончании встречи родители получили рекомендации в виде авторских буклетов.
(слайд 3) Также была организована встреча родителей с генеральным директором департамента права, чести и закона, председателем общественной правозащитной организации «Борьба за гражданские права человека» Кондыревой Ольгой Ивановной на тему «Права родителей».
Говоря о традиционных формах взаимодействия, назову следующие:
(слайд 4) Открытые занятия для родителей. В ноябре в объединении «Почемучки №5» было проведено открытое занятие для родителей по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра 6». На занятии присутствовало 14 родителей, что составляло 100% от общего числа родителей. (слайд 6) Организация данных занятий помогает родителям показать удачи ребенка и возможность скорректировать пробелы в знаниях. По окончании занятия, от родителей было услышано много добрых слов и желания чаще проводить открытые занятия.
(слайд 7) Воспитательные мероприятия. Реализуя воспитательную программу на 2018-2019 год, в нашем центре проходят разнообразные мероприятия, (слайд 8) на которых присутствуют родители. По окончании мероприятий, в нашей группе вконтакте, некоторые родители оставляют приятные отзывы о проведении праздников.
(слайд 9) Среди современных форм взаимодействия с родителями я выделила создание беседы в социальных сетях, где родители общаются с педагогом и между собой. Такая форма работы мобильна, удобна, быстра и экономит время.
Таким образом, использование нетрадиционных, традиционных и современных методов взаимодействия дополнительного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, а так же повышению качества образовательного процесса.
Список использованной литературы
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.
2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. С. 60 - 68.