Лилия Алаторцева
Нетрадиционные формы работы с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные традиционные формы : из опыта работы с семьей.
Ключевые слова: сотрудничество, партнерство, взаимодействие, детский сад, педагогика, родители, компетентность, культура, воспитание, образование детей.
Обновление дошкольного образования касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми в рамках групп кратковременного пребывания, инклюзивных групп, центров игровой поддержки, лекотек, домашних детских садов, билингвальных детских садов, но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии работы с семьей. Данная философия в значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована на установление тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с семьей» размещена в разделах
Задачи сотрудничества детского сада и семьи выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации своего собственного воспитательного потенциала по отношению к детям. Последний в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института.
Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество работ. Многие из них были изданы в последние десятилетия, когда изменились установки во взаимодействии педагогов и родителей и были сформулированы новые задачи в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Однако попытки обозначить изменившуюся ситуацию как новую философию в работе с семьей, новую политику в работе с семьей (Н. Н. Королева, О. Н. Савинова, новые формы работы с семьей (Е. П. Арнаутова, В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова и др.) сигнализируют больше о степени остроты проблемы, нежели о степени ее решения.
Компетентностный подход, по нашему мнению, позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в качестве полноправных участников в воспитательный процесс и равноценных субъектов в управление дошкольным образовательным учреждением.
Исходя из обозначенных позиций, посмотрим на достаточно традиционные формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей и семьи с дошкольным образовательным учреждением под углом компетентностного подхода и постараемся определить потенциал данных форм для реализации его целевых установок.
Результаты анализа оформлены в виде таблиц, левая часть которых содержит согласуемые с принципами компетентностного подхода позиции (или моменты, которые можно усилить в контексте этих позиций, а правая — традиционный смысл форм работы дошкольного учреждения с семьей (табл. 1, 2 на с. 106-109).
Формы работы с семьей внутри ДОУ
Компетентностный подход Традиционный подход
Презентация ДОУ
Активизация родителей возможна за счет включения их в различные виды деятельности, организации экспертизы со стороны родителей, а также при условии учета предложений
семей Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом,
окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом и др.)
Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей
Эффективность повышается, если при проведении занятия воспитатель включает в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в тех или иных вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать что-то новое гостям) Родители получают представление о содержании и технологиях работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении
Педагогический совет с участием родителей
Плодотворен при участии родителей на всех этапах его организации и проведения, а также при условии присутствия на педсовете воспитателей группы Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей
Интервью с родителями
Эффективность интервью возрастает при условии использования обратной связи и демонстрации причинно-следственных связей между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями Помогает педагогам создать непринужденную атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь
Педагогические ситуации
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и участия в них семей воспитанников Обсуждение ситуаций активизирует родителей, делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон
Телефон доверия
Более эффективен, если реализуется принцип
равноправности: родители спрашивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают, на основе чего совместно планируется общая деятельность В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как устно, так и письменно. Вопросы и предложения рассматриваются, на основе их анализа
планируется работа с родителями
Посещение семьи
Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др. Воспитатель посещает семьи своих воспитанников с целью ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации Форма установления связи педагога с семьей, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами : беседа при посещении семей, на родительских собраниях, консультациях
самостоятельно, так и в сочетании с
другими формами : беседа при посещении семей, на
родительском собрании, консультации
Тематические консультации
Эффективны при соблюдении принципа
консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: три-четыре консультации в год в каждой
возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану.
Продолжительность консультации 30-40 минут.
Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон
Собрание-встреча, круглый стол с родителями
Эффективность собраний-встреч и круглых столов повышается при использовании активизирующих методов:
- метод групповой дискуссии, стимулирующий родителей аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, свой опыт воспитания;
- метод видеокоррекции, предполагающий просмотр и анализ видеозаписи поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка в той или иной ситуации или при выполнении того или иного задания;
- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок — педагог — родитель»;
- метод совместных действий, основанный на
выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;
- метод конаруктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
- метод вербальной дискуссии, обучающий
культуре диалога в семье, обществе, и др. Обсуждение с родителями актуальных проблем
воспитания с участием специалистов. На заседание
круглого стола приглашаются родители, письменно или
устно выразившие желание учаавовать в обсуждении той
или иной темы со специалистами
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги,
специалисты и родители моделируют и проигрывают различные педагогические ситуации. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами
Направлена на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье в форме докладов и презентаций родительских достижений
Общие собрания родителей
Активность и заинтересованность родителей можно повысить, если включить в общее собрание элементы тренинга, мастер-класс, семинар-практикум, семинар, видеотренинг, презентацию, показ занятий на видеозаписи и пр.
Обсуждаются общие вопросы работы дошкольного образовательного учреждения.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями
Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада
В детском саду могут быть организованы дежурства родителей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада,
проведению досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей позже,
записать в специальную тетрадь
Посещение детского сада с постановкой перед
родителями конкретных педагогических задач:
наблюдение за деятельностью воспитателя группы,
отношениями между детьми, а также взрослыми и
детьми, за играми, занятиями дошкольников,
поведением собственного ребенка; ознакомление с
бытовыми условиями в группе, в детском саду
Формы работы с детьми за пределами ДОУ
Компетентностный подход Традиционный подход
Университет педагогических знаний и лекторий
В качестве лекторов могут быть привлечены родители.
Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми
Как и лектории, университет педагогических знаний создается в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть эпизодическими, либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то университет педагогических знаний — это
своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу;
преподавательский (лекторский) состав и т. п. Задачи университета:
вооружить родителей основами
педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье;
обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи;
обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания;
предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ
Киноуниверситет или кинолекторий
Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра.
Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них
обстановке и сделать соответствующие выводы
Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные
и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видеозаписи реальной жизни дошкольного
учреждения. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм
Школы для родителей
В школах для родителей семья должна выступать не
только в качестве объекта обучения, но и обучающего
(других родителей) субъекта
Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещение вопросов воспитания и
ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в
зависимости от специфики района города, более актуальны «Школа молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно
перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, средними общеобразовательными
школами, профессиональными училищами
Читательские конференции по книгам о воспитании
Организаторами конференций выступают родители, дети и педагоги являются участниками конференций
Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать
социологи, писатели, поэты.
В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждения произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми
Тематические выставки
Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок представляют родители. Например, банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т. д., в зависимости от места работы родителей.
Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио
Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района
Информационные бюллетени
Бюллетени содержат информацию, предоставленную родителями, или могут быть подготовлены семьями воспитанников Бюллетени вывешиваются (по договоренности) на
предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для
определенных занятий и в разные времена года и т. п.
Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях
Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников На мероприятие приглашаются семьи, имеющие детей дошкольного возраста, проживающие в микрорайоне. Проводится работа, направленная на ознакомление родителей с дошкольным учреждением и повышение их психолого-педагогической культуры
Родительские конференции
Родительские конференции инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, педагоги являются тьюторами и кураторами конференции. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия Конференции организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны для родителей
Консультации для родителей
Организация общественной приемной для консультирования, как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона). Создание консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей К консультациям привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители)
Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях
Библиотека создается родителями, может быть виртуальной, комплектация курируется родителями Услугами библиотеки могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев эта услуга платная
Выступления воспитанников детских садов
Программа выступления детей и родителей составляется родителями, с привлечением тренеров, педагогов
центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети.
Участие в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами становится частью портфолио ребенка Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и другое могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т. д. Цель выступления — показать результаты педагогической деятельности общественных детских учреждений
Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) на радио и телевидении, в местной и центральной печати
Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или
иной педагогической технологии носит направленный характер позиционирование деятельности дошкольного учреждения в городе, селе и т. д., осуществляется по инициативе родителей Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной
печати, на радио, телевидении имеют в основном
практический характер. Педагоги анализируют
разнообразные педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае
Не менее важными для реализации компетентностного подхода в работе с родителями выступают информационные средства. Основное отличие в их содержании и использовании связано с помещением информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей, дополнительной или адресной информации (для конкретной семьи).
Материалы проводимых опросов и полученные результаты направлены не столько на констатацию фактов или их описание, сколько на активизацию родительской позиции, формирование определенных установок на сознательное родительство. Следовательно, опросные методы позволяют оперативное и гибко реагировать на меняющиеся родительские запросы, что делает информационную работу детского сада с семьей гибкой и открытой [4].
Полученная в процессе общения с семьей информация в форме обратной связи представляется родителям различными средствами презентации. К традиционным средствам наглядной педагогической пропаганды относятся стенды.
В каждой возрастной группе в приемной для родителей, детей и педагогов оформляются различные тематические уголки. Для родителей это могут быть настольная тематическая информация, уголок краткой информации, информация из серии «Читаем дома» или «Воспитание грамотного читателя», «Послушайте вместе с детьми», «Детское творчество», «Советы врача», «Доска объявлений», «Говорим спасибо!», «Кто дружит. с математикой, физкультурой, трудом» и др.
Рассмотрим потенциал достаточно традиционной информационной работы в русле компетентностного подхода на примере оформления и подачи информации в приемной группы детского сада.
пример
игра "Устами младенца"