Эльмира Башарова
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение-это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.
Основная задача-развитие диалогового партнерского взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Партнерское взаимодействие: Взаимопомощь
Взаимоуважение и взаимодоверие
Обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом
Значение и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями -условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Условия успешной работы с родителями :
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
-Изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группы риска;
-Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-Целенаправленность, систематичность, плановость;
-Доброжелательность и открытость.
Формы работы с семьей :
-Традиционные
-Нетрадиционные
Традиционные формы работы
1. Знакомство с семьей: встречи- знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
3. Образование родителей : проведение родительских собраний, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Нетрадиционные формы работы
Наглядно- информационные
Досуговые
Информационно-аналитические
Познавательные
Информационно- аналитические
Цель: выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
-Проведение социологических опросов
-Анкеты
-Индивидуальные беседы
-Картотеки «Педагогическая копилка: «Педагоги для родителей», «Родители для педагогов»(с целью взаимообогащения педагогического мастерства)
-Переписка по электронной почте
Познавательные:
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы
-Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
-Мини-собрания
-Педагогическая гостиная
-Исследовательская, проектная деятельность
-Интернет журнал
Досуговые:
Цель: установление эмоционального контакта
между педагогами, родителями, детьми.
-Совместные досуги, праздники
-Интерактивные досуговые мероприятия
-Выставки работ родителей и детей
-Семинары
-Мастер-классы
-Дни добрых дел
-КВН
Наглядно –информационные :
Информационно-ознакомительные;
Информационно-просветительские
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
-Буклеты
-Дни открытых дверей
-Открытые просмотры НОД и видов деятельности детей
-Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в детском саду и семье
«Педагогическая гостиная»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях.
«Семинар-практикум»
На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты.
Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
«Душевный разговор»
Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например в общении со сверстниками, агрессивность и т. д)
«Мастер-класс»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок т. е поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.
«Ток-шоу»
Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-Шоу»–могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов.
Например, тема встречи «Домашние питомцы»-плюсы и минусы.
«Тренинг»
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими «Мой сказочный образ»,» Любимая игрушка» и. т. д
Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопросы была более близка к истине.
Взаимодействия с родителями через страничку в группе «В контакте» Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию и обучению детей;
Обеспечение постоянного доступа родителей к информации;
Демонстрация документов, фото и видеоматериалов;
Оперативное получение информации родителями;
Обмен информацией между воспитателями и родителями группы.
Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию и обучению детей;
Обеспечение постоянного доступа родителей к информации;
Демонстрация документов, фото и видеоматериалов;
Оперативное получение информации родителями;
Обмен информацией между воспитателями и родителями группы.
У воспитателя группы есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников и т. д. ;
размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей.