Юля Денисова
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Семья для ребенка - это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад – семья - общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
В связи с этим ведущей педагогическая идей является: внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в деятельность образовательного учреждения. Такие формы работы с семьей будут способствовать сближению родительского коллектива, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников.
1. «Родительская почта» - почтовый ящик для обращений и писем от родителей педагогам и специалистам дошкольного учреждения.
Проблема:
Живя в 21 веке, где настоящее время бежит, как очень быстрая река, не каждый родитель успевает проконсультироваться по тому или иному поводу (например, развития и воспитания своего ребенка).
Именно поэтому с целью налаживания эффективной и действенной связи в работе с семьей, в качестве эксперимента можно использовать «Родительскую почту». В фойе группы (раздевалке) детского сада при входе можно установить Почтовый ящик. Ящик имеет «секретный» замочек, который сможет открыть только воспитатель группы.
Поэтому в письмах можно будет задать любой вопрос, поделиться проблемой, либо поделиться полезной информацией, либо поблагодарить, пожелать, поздравить, предложить и многое другое. Ответ будет размещен на стенде с информацией для родителей, предложения будут рассмотрены. В бланке нужно указать ФИО обратившегося, номер телефона, а также проблему (или иную ситуацию, например, благодарность). Если бланк отправляется анонимно, то информация, запрашиваемая в нём, будет представлена в виде буклета, папки передвижки, с которой можно будет ознакомиться в приёмной группы. Сбор писем желательно производить ежедневно после сончаса.
Мы считаем, что такая форма нетрадиционной работы с родителями является эффективной.
Целью данной формы является :
- повышение интереса родителей к содержанию воспитательно-образовательного процесса ДОУ, внутреннему миру ребенка;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей.
2. «Туристические походы. Пикники»
Проблема:
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата.
Для эффективного взаимодействия с семьёй мы предлагаем использовать одну из нетрадиционных форм работы, организуя «Туристские походы, пикники» в выходной день для детей и родителей. Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. А так же наиболее активная из форм совместного отдыха детей и родителей, а так же привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Туристические походы - это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.
Это очень веселое и интересное время провождения. Туристский поход – не просто прогулка, у него есть точный маршрут, который продумывается и обследуется заранее, определяются остановки на отдых и место, куда необходимо прийти и составляется карта маршрута Для успешной организации похода необходимо подобрать спортивный инвентарь, сообщить родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.
Сбор организуется на территории детского сада. С детьми и родителями проводится инструктаж о правилах поведения в походе, сообщается цель путешествия и маршрут
3. День самоуправления.
Проблема:
Не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.
Для этого необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организовываются в нем образовательная деятельность, режимные моменты и вся жизнь детей в целом, какие задачи решаются воспитателями, какие требования предъявляются к их поведению.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо им окунуться в атмосферу детского сада.
Дню самоуправления (знакомим родителей с режимом дня, комплексом утренней гимнастики, с сеткой ООД и организацией режимных моментов, с совместной деятельностью (дидактические и подвижные игры).
Родители – проводят утренний прием, утреннюю гимнастику, режимные моменты, прогулку, дидактические и подвижные игры.
Для подготовки к проведению «Дня самоуправления» организуется следующая работа :
– подготовливают участников образовательного процесса;
– знакомят родителей с деятельностью педагогов;
– проведятся индивидуальные встречи с родителями по проведению образовательной деятельности;
– распределеются роли между родителями;
– проводится инструктаж родителей – участников по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, правилам пожарной безопасности;
– составляется план мероприятия, где родители распределяют свои обязанности для участия в разнообразных режимных моментах:
2 этап: Основной.
Проведение «Дня самоуправления».
С начала рабочего дня воспитатели – родители воспитанников группы активно включаются в педагогическую деятельность. Все режимные моменты проводят не педагоги а родители! Родителям представляется уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри». Каждый родитель сможет почувствовать себя в роли воспитателя, младшего воспитателя, инструктора по физ. культуре. Сможет окунуться в будни детского сада, сможет прочувствовать чем живет детский коллектив!
1. Провести утренний приём детей;
2. Утреннюю гимнастику;
3. Режимные моменты;
4. Подвижные игры;
5. Дидактические игры;
6. Чтение художественной литературы.
6. Творческий подход к организации НОД;
7. Умело организовать прогулку с детьми.
Ожидаемый результат:
– расширится представление родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, сформируется понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя;
– укрепятся партнерские отношения между детским садом и родителями;
– повысится педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);
– произойдет сближение и объединение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей.
4. Дни добрых дел.
Проблема:
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Тем не менее ни все родители разделяют мнение о труде, в связи с этим мы решили предложит такую форму совместной работы детей. педагогов и родителей, как «Дни добрых дел».
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т. д.
Предлагая вышеперечисленные мероприятия, необходимо стремиться обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.
Таким образом, все перечисленные формы работы с родителями будут способствовать оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование нетрадиционных форм работы с родителями даст определенный результат: они активно будут участвовать в жизни детского сада, станут нашими верными помощниками.