Птицына Светлана
Нетрадиционные формы работы по ручному труду «Волшебные ниточки»
Цель: знакомство с нетрадиционной техникой – «Ниткография».
Задачи: создать представление о различных методах и техниках работы с нитками; познакомить с этапами работы над выполнением изделия; развивать творческие способности.
Добрый день, уважаемые коллеги!
На своем мастер классе я познакомлю вас с процессом изготовления поделок из ниток, покажу как через мастер-класс создают различные методы работы с нитками и познакомлю с этапами работы
Публикация «Нетрадиционные формы работы по ручному труду „Волшебные ниточки“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка.
Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Ручной труд открывает перед детьми широкие перспективы созидания.
В своей практике при работе с воспитанниками применяю различные нетрадиционные формы работы по ручному труду. Нетрадиционная техника художественного творчества способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Сегодня я хочу рассказать о техники ниткографии, которую использую в своей работе.
Ниткография – это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов.
Исстари картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивали разноцветные шерстяные нитки. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являлись проводниками в мир духов.
Ниткография делется на способы: ниткопись, ниткография, аппликация мелко нарезанными нитками.
Пряжа превосходный, распространенный и доступный материал для творчества. Ведь нитки есть почти в каждом доме, особенно у тех, кто увлекается вязанием.
Поделки из ниток позволяют нам не только избавиться от оставшихся маленьких клубочков, но и вдохнуть в них новую жизнь.
Для творчества можно использовать любые подходящие по цвету, структуре и толщине нитки, как новые, так и бывшие в употреблении
Работа с нитками очень нравится детям, работать можно как коллективно так и индивидуально. Такие занятия позволяют детям побольше общаться, вызывают желание создать что-то новое и красивое.
Рисунки, выполненные нитью, кажутся объемными и как будто «живыми». Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию, развивается воображение. Конечно, такая работа требует усидчивости и кропотливости.
Ниточки можно использовать не только на занятии по ручному труду, но и как дополнение к основным занятиям. Например, выкладываем цифры или геометрические фигуры на математике, буквы на речевом развитии. Или использовать в конце занятия как рефлексию (выкладываем грустное или улыбающееся лицо).
Даже в свободное время детям нравится фантазировать и выкладывать из ниток.
Рисовать нитками можно по-разному. Для малышей я использую самый простой способ – рисование на бархатной бумаге, так как бархатная бумага ворсистая, ниточки отлично на ней крепятся и клей не нужен.
Можно, кроме бархатной бумаги использовать фетр или ковролин. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Для трехлетнего возраста можно дать для занятий не нитку, а шнурок (важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
Воспитанникам я предлагаю «нарисовать» героев сказок, они сами смогут выложить колобка, яйцо, домик и т. д. Обучение лучше начинать с работы по готовому образцу. Я показываю готовую картинку - трафарет, чтобы он скопировал. Когда дошкольник научился выкладывать самые простые изображения, можно переходить к рисованию по представлению. Для воспитанников более старшего дошкольного возраста доступны другие способы: ниткопись, ниткография, аппликация мелко нарезанными нитками.
Первый способ. «Ниткопись» (рисование по белому листу бумаги ниткой, которую предварительно обмакивают в краску).
Второй способ. «Ниткогафия» (пространство рисунка заполняется цельными нитками).
Третий способ. «Аппликация мелко нарезанными нитками» (вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка).
Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.
Актуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.