Ольга Михайлова
Нетрадиционное рисование как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Современные изменения общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи, сделав акценты на следующих:
Публикация «Нетрадиционное рисование как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и ФГОС ДО (от 17.10.13 г.) художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. А одним из принципов ФГОС ДО является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Образовательная область художественно-эстетического развития, а конкретнее рисование, как нельзя лучше способствует развитию творчества ребенка. В связи с этим я пришла к выводу о необходимости использования в изобразительной деятельности таких техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Это нетрадиционные виды рисования. Они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. Например, рисунок своими руками (рисование пальцами и ладошками) - при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.
Чтобы видеть красоту, разнообразие красок и форм я, гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного. А территория нашего детского сада большая: цветники, газоны, клумбы, уголок леса и т. д. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок. Но преобладающим является эстетический мотив: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают село, детский сад»; «Делают нашу жизнь красивой». Полученные впечатления, знания используем в изобразительной деятельности.
Виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а снег идёт вот так…» и т. п.). Нетрадиционное рисование помогает избежать стереотипности. Материал уже сами малыши могут подбирать. Я им предлагаю на выбор, например, разные штампы. Это один из принципов ФГОС. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (блюдце, квадрата (платочек). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник применяем различные материалы: бросовые, приобретенные «штучки» специально в магазине.
«Оттиск пластиковой бутылкой» для рисования ребёнку достаточно окунуть донышко бутылки в краску и отпечатывать его на листе бумаги. Таким образом, можно нарисовать цветы, праздничный салют или снегопад, в зависимости от используемой палитры.
«Рисование мятой бумагой» - необходимо смять лист или салфетку, в блюдца наливаем немного воды и кистью добавляем и разводим краску. Из мятой бумаги отлично получаются облака, туловище различных зверей, кроны деревьев, главное – фантазия, ваша и ребенка.
«Отпечатки картошкой и яблоком» необходимо придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности. В результате у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.
«Рисование по мокрому» ребенок смачивает водой поверхность листа губкой и сразу начинает рисовать по мокрому фону акварельными красками.
«Кляксография» (выдувание трубочкой) для создания картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок.
«Отпечатки листьев» наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. А главное – дети сами проявляют инициативу, включают воображение – придумывают, что получилось. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Педагог в этом случае должен быть тоже творческим, мыслить нетрадиционно, принимая все детские предложения.
Как показала практика, занятия с ребенком, и, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно в младшем возрасте. Работы детей помещаем на выставке в раздевалке. Оформление может быть разным. Обязательно доводим до родителей информацию о том, какая тема рисунка и цель данной работы.
Работая с малышами, я убедилась в том, что рисование для них одно из самых больших удовольствий. Рисуя, дети отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют свою собственную фантазию. Нельзя не упомянуть о положительных эмоциях, которые составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес малышей к творчеству.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что использование нетрадиционных техник рисования значительно повысило интерес дошкольников к рисованию. Они создают новое, проявляют творчество и фантазию. Дети стали активнее, у них развилась усидчивость, пропал страх перед изобразительной деятельностью, возросла самооценка ребят. Помимо того, что нетрадиционные техники способствует эмоциональному и психическому развитию детей, главное – они помогают детям уже младшего возраста эстетически развиваться : формируется эстетическое отношение к окружающему миру в большей степени через реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.