Папки-передвижки

Нетрадиционное оборудование как средство повышения двигательной активности

Галина Епихина
Нетрадиционное оборудование как средство повышения двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ ее значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям.

Публикация «Нетрадиционное оборудование как средство повышения двигательной активности» размещена в разделах

Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе. Поэтому выдвигается основная задача: совершенствование здоровьеформирующего образовательного пространства ДОУ, направленное на обеспечение комплексного подхода к восстановлению и укреплению всех аспектов здоровья ребенка.

Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно:

• служить дополнительным стимулом активизации физкультурно- оздоровительной работы;

• решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений;

• обогатить двигательный опыт;

• развивать творчество и фантазию;

• заинтересовать детей.

Использование нестандартного физкультурного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня. Нетрадиционное физкультурное оборудование повышает интерес детей к занятиям, делает его наиболее эффективным, улучшает качество выполнения упражнений, и что самое важное, способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, повышению устойчивости вестибулярного аппарата, увеличению жизненной ёмкости лёгких, улучшению кровообращения, укреплению сердца и сосудов.

Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствует развитию двигательной сферы ребенка, позволяет более полно удовлетворить его потребности в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

При отборе нетрадиционного физкультурного оборудования важно учитывать его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчёта активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой. Так же оно должно соответствовать размерам зала, быть травм безопасным, максимально эффективным, значительно повышающим моторную плотность занятия, удобным к применению, компактным, универсальным, технологическим и дешевым в изготовлении, эстетическим.

Ценность материала заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличивается их двигательная активность, поднимается эмоциональный настрой на физкультурных занятиях. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности, вызывает у детей интерес и желание играть.

Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице. Нестандартное оборудование - это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.

С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног, корригирующие дорожки, коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, подушечки, кусочки губки, и т. п.). Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и наполнителей, позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы

Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с различными массажерами, как фабричного производства, так и выполненные своими руками из футляров от «киндер-сюрпризов».

Многофункциональные мешочки, наполненные песком, с помощью которых происходит тренировка в равновесии, выравнивание и сохранение правильной осанки, развитие мелкой мускулатуры рук.

В физкультурно-оздоровительной работе необходимо использовать и естественное природное окружение. Во время прогулок учитывать индивидуальные особенности детей, стараться заинтересовать их, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложнять упражнения по мере их усвоения, стремиться научить детей выполнять разные виды движений.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствуют физкультурные уголки, созданные в группах. При их создании учитываются требования гигиены и безопасности. Уголки оснащаются физкультурным оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует развитию сенсорных способностей детей, воспитанию художественного вкуса. При создании оборудования учитывается взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагоги руководят самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений.

Таким образом, занятия с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, делают двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.

Практика работы с применением нетрадиционного оборудования показала, что создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них, а также способствует совершенствованию сенсорных систем, у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные слуховые и тактильные функции.

Теперь я хочу предложить вашему вниманию некоторые виды нестандартного оборудования, которые можно использовать как на занятиях по физической культуре, так и в свободное от занятий время.

Материалы для изготовления нетрадиционного оборудования разнообразны и мало затратные: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки из-под йогуртов, разные пуговицы, ткань, бобины из-под линолеума и т. д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

1.«Ловишка»

Материал:пластиковая бутылка, крышка от бутылки, шнурок.

Назначение: развитие ловкости, координации движений.

Использование: в свободной деятельности, в подвижных играх, эстафетах, специальные упражнения для зрения во время физкультминутки.

2. «Корригирующие дорожки»

Материал: ткань, сшитая по цветам радуги, наполнители, пуговицы, мелкие камешки, поролон; жесткая мочалка нашита на ткань.

Назначение: стимуляция стопы и предупреждение плоскостопия, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Использование: физкультурные занятия, занятия по ЛФК, гимнастика после дневного сна, в течение дня.

3. «Массажеры»

Материал: футляры от «киндер-сюрпризов», шарики от погремушек, пробки от бутылок, шнурки или толстые нитки.

Назначение: тренировка мышц плечевого пояса.

Использование: физкультурные занятия, занятия по ЛФК, в течение дня.

4. «Колючие шарики»

Материал: шарики для стирки белья.

Назначение: развитие мелкой моторики.

Использование: физкультурные занятия, занятия по ЛФК, в течение дня.

5. «Гантели»

Материал: бутылочки из-под йогурта,

клеящая пленка, наполнитель – песок.

Назначение: тренировка мышц

плечевого пояса.

Использование: физкультурные занятия,

занятия по ЛФК, в течение дня.

Список литературы:

1. Ахмедова А. В. Все дело в … крышке // Обруч журнал №1/2002.

2. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать // М., «Просвещение», 1983г.

3. Еремеев В. Н. Фантазия и умелые руки // Журнал Дошкольная педагогика №3/2005г

4. Журнал Д/В №6/2002г. Упражнения с использованием нестандартного оборудования. С. 42.

5. Журнал Дошкольная педагогика № 3/2005г. Нестандартное оборудование для физкультурных занятий. С 24.

6. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., «Просвещение», 1973г.

8. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование. Москва, «Мозаика – Синтез» – 1999.

9. Руссу Н. В., Ахмедова А. В. Нетрадиционное физкультурное и игровое оборудование в детском саду // Дошкольная педагогика журнал № 6/2010г.

Публикации по теме:

Физические развлечения как средство реализации двигательной активности детей Проект на тему: «Физические развлечения как средство реализации двигательной активности детей». Тип проекта: По содержанию: оздоровительный.

Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности Консультация для педагогов. Хорошее здоровье- фундамент для всестороннего и гармоничного общего развития. Именно в детстве закладываются.

Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.

Игра-как средство двигательной активности детей (из опыта работы) Игра - как средство двигательной активности детей. (из опыта работы) В физическом развитии основной формой двигательной активности детей.

Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет)Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет) Прежде чем давать знания,надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский. Цель: - Создавать условия для поисковой деятельности.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС» Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»[/b] Согласно ФГОС.

Нестандартное оборудование как средство оптимизации двигательной активности дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детейНестандартное оборудование для развития двигательной активности детей ЦЕЛЬ: Использование нестандартного оборудования для повышения эффективности физического воспитания дошкольников. ЗАДАЧИ: - Вызвать у детей.

Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников» Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников Проектная работа Вид проекта: творческий. Цель проекта:.

Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционное оборудование как средство повышения двигательной активности
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 23:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционное оборудование как средство повышения двигательной активности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Епихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД