Лилия Ушакова
Нестандартные формы работы по ОБЖ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Публикация «Нестандартные формы работы по ОБЖ в детском саду» размещена в разделах
В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Но тема безопасности жизни ребенка актуальна сейчас, как никогда. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.
Проблема заключается в том, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
В нашем ДОУ мы решаем задачи по ОБЖ, используя программу
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», которая уже прошла экспертизу федерального уровня и получила гриф Министерства образования России.
Это программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной - главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
В эту программу включены 6 основных правил:
1. Ребёнок и другие люди.
Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка.
Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Мы реализовываем программу во всех возрастных группах. Используем в своей работе, как традиционные методы, так и нестандартные формы работы по ОБЖ.
Мы решили подойти к проблеме творчески. Дети очень любят различные волшебные истории, через сказку до них можно донести очень многое. Нами придуманы серии сказок, о правилах соблюдения ОБЖ, вместе с ребятами, мы додумывали конец к сказкам, а затем дети рисовали иллюстрации к ним. Далее мы обыгрываем свои сказки, изготовляем настольные игры - ходилки. Во время прогулок прокладываем «безопасные маршруты». Эти методы нам очень помогают в работе.
И, конечно же, в нашем детском саду вся воспитательно-образовательная работа строится в тесном взаимодействии с родителями. Без их помощи нам никогда не добиться эффективной работы. Для них проводятся консультации, тренинги, родительские собрания, на которых так же, используются нетрадиционные методы воздействия. Вместе с родителями мы организовываем целевые прогулки и экскурсии. Составляем сценарии досугов и праздников с их активным участием. Родители не только участвуют, но и помогают в подготовке различных мероприятий.
Так, например, для проведения досуга «Мы в городе дорожных знаков» родители совместно с воспитателем изготовили светофор с переключающимися сигналами; сшили замечательные костюмы дорожным знакам, накидку для «машины».
Родители с большим удовольствием участвовали вместе с детьми в играх «Остановись на перекрестке» и др.
Совместно с родителями и детьми рекомендуется проводить:
1) тематические недели по ОБЖ «Лето без опасности!»;
2) викторины «Вопросы дядюшки постового», «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок», «Правила ОБЖ мы изучили, и жить стало веселее»;
3) КВН «Светофор в гостях у ребят», «Как избежать беды». Каждый из участников имел свою эмблему и группу поддержки. Дети и родители с удовольствием проходили все этапы соревнований. Ребята из группы поддержки помогали конкурсантам, болели за них;
4) спортивный досуг по ОБЖ с участием родителей.
Такая творческая работа педагогического коллектива и тесное взаимодействие с родителями даё т хорошие результаты: обогащаются знания детей, закрепляются умения и навыки в естественной для них игровой деятельности.
Вместе с коллегами воспитателями мы провели "Поле чудес" на тему "ОБЖ в детском саду".
К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.
Поэтому, в дальнейшей своей работе мы будем продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:
1. Экскурсии в пожарную часть округа;
2. Беседы с представителями ГО ЧС;
3. Участие в окружных, городских, областных смотрах конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;
4. Участие в окружном и спортивном городском конкурсе «01 спешит на помощь»;
5. Участие в проведении занятий, родительских собраниях главного государственного инспектора ОАО по пожарному надзору.