Татьяна Сапрыкина
Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошколят невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении. Поэтому основной задачей детского сада является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребенка. Это закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения. Для этого необходимо иметь разнообразное и правильно подобранное оборудование. На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием можно использовать нестандартное.
Публикация «Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду,» размещена в разделах
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого пособия разнообразны и малозатратные: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки из-под йогуртов, разные пуговицы, ткань, бобины из-под линолеума и т. д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- Обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества.
- Развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности.
- Развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования.
- Создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу. - Приучать применять предметы физкультурно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
- Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Именно использование нестандартного физкультурного оборудования позволяет :
1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
3) Развивать чувство формы и цвета.
4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Здоровый дух в здоровом теле
Об этом вечно нам твердят!
Мы знаем – спорт на самом деле
Полезен очень для ребят!
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в группе используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Предлагаем несколько примеров нестандартного игрового физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками и использовать их в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
1. Для проведения утренней гимнастики и физкультурных занятий используем различные султанчики, цветные ленточки, погремушки, гантели, палочки и т. д.
Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
2. Для проведения зрительной гимнастики используем : - Тренажёр «Гимнастика для глаз»; - Карты упражнений «Движения глаз»; - «Летающие бабочки».
Цель: Профилактика нарушения зрения дошкольников; предупреждение утомления; укрепление глазных мышц; снятие напряжения.
3. Для проведения дыхательной гимнастики используем такие пособия как: - Ветерок в бутылке; - Игровое пособие «Надуй перчатку или забавные человечки»; - Воздушный лабиринт; - Необыкновенный футбол; - Задуй шарик в домик; - Летающие бабочки; - Бурлящая вода; - Мобиль (разбуди птичек; снег и дождик); - Цветочные качели.
Цель: Профилактика возникновения болезней дыхательных путей. Учить детей правильно дышать (вдыхать воздух через нос и рот, а выдох делать только через рот).
4. Для пальчиковой гимнастики используем следующие материалы и пособия: - Различный природный материал (каштаны, жёлуди, орехи, шестигранный карандаш); - Волшебные пуговицы; - Прискрепки; - Игровое пособие «Сортируй быстро»; - Игровое пособие «Собери бусы»; - Игровое пособие «Разложи по цвету»; - Игровое пособие «Сделай из бумаги шарик»; - Пальчиковый театр (разыгрывание знакомых сказок); - Игровое пособие «бильбоке»; - «Кто быстрее скрутит ленту»
Цель: Переключение внимания, улучшение координации кистей и пальцев рук. Развитие точной координации движения; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец руки остальным.
5. Для подвижных игр используем: - маски-шапочки; - «Сани» (для игр эстафет и игр-забав); - «Ведёрки-ориентиры». -
Цель: Создать радостное настроение. Укреплять здоровье детей. Прививать организаторские навыки и привычку систематически и самостоятельно заниматься подвижными играми.
6. Для профилактики сколиоза используем следующие пособия: - «Стена осанки»; - Допрыгни до шарика; - Мешочки с песком; - Игра «Твистер» Цель: Тренировка мышц плечевого пояса; координация движений ; используются для профилактики при нарушении осанки и сколиоза.
7. Для профилактики плоскостопия используем следующие пособия: - различные «Коврики здоровья», «Массажные коврики»; - «Сухой бассейн для ног»; - «Палочки-выручалочки (гусенички); - «Собери предметы».
Цель: Применяются для массажа стоп и профилактики плоскостопия. Улучшают кровообращение, активизирует восстановительные процессы в мышцах и суставах стоп.