Светлана Васильева
Консультация «Несколько правил, которые сделают чтение вслух привлекательным»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям.
Уважаемые родители. давайте немного поговорим о том, как мы с вами можем привить любовь к книгам у ваших малышей. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, вы, родители имеете больше возможностей для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение станет желаемым, ожидаемым. Кроме того в режиме дня,вам, необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги; в течении дня это счастливое время всегда найдётся (15-20 мин.) , чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения, усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затененной комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Полутора-двухгодовалый ребёнок может сосредоточиться на книге 1-2 минуты, но и детям постарше читают не больше 15- 20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой и как сосредоточенно он будет её слушать и рассматривать! Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующим работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью любимым и родным человеком (мамой, папой, бабушкой, дедушкой) он то отключается, то слушает вновь. Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети очень это любят. Можно предложить ребёнку вместе рассказывать сказку. Так повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образах художественного слова и прозы. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё раз и ещё одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и выражения, и музыка речи.
Публикация «Консультация „Несколько правил, которые сделают чтение вслух привлекательным“» размещена в разделах
Повторное чтение тренирует память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить свою желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Я уверена, что совместные вечера семейного чтения станут в вашей семье самым радостным ежедневным событием. Несколько правил, которые сделают чтение вслух привлекательным:
Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга-это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте ребёнка аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребёнокслушатель, он чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывают у него то, о чём вы читаете. Можно заметить какое место в сказке или рассказе больше всего задевает ребёнка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.
Читайте детям неторопливо, но и е монотонно, старайтесь передать ему музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стихов.
Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а так же смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Сокращайте текст, ели он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание, однако, при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но сохранит стиль произведения. В процессе рассказывания не допустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть,для родителей это и скучновато, но для него-нет.
Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать. Ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись, к книге родители и найдут ли для неё должностное место в своей семейной библиотеке.
Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите читать книги.
Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте почитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раскрывая что-то новое. Как? С помощью кукольного театра.