Шуваева Ирина
НОД с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию «Ленинград — город-герой»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Кировского района Санкт - Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность
с детьми подготовительной к школе группы
по познавательному развитию
с использованием информационно - коммуникативных технологий
Тема: «Ленинград – город – герой»
Выполнила:
Шуваева Ирина Ивановна,
воспитатель
Санкт – Петербург
2019
Цель:
Публикация «НОД с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию „Ленинград — город-герой“» размещена в разделах
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.
Задачи:
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование: Кукла Маша, иллюстрации с изображением блокадного Ленинграда, хлеб 125 гр., свеча, фонограмма.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о Блокаде;
3. Изготовление поделок к выставке о блокаде Ленинграда;
4. Беседы с детьми;
5. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).
6. Слушание военных песен.
Используемые информационно – коммуникативные технологии: CD с записью песни «Вставай страна огромная», USB флэш – накопитель с записью голоса Ю. Левитана о начале войны 22.06.1941, иллюстративный материал по данной теме.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй, Маша!» Маша пришла к нам за помощью. Она учится в школе. Когда учитель рассказывала детям про войну, про блокаду, Маша заболела и теперь ничего не знает. Она принесла с собой картинку и хочет, чтобы вы ей объяснили, что здесь происходит. Давайте внимательно посмотрим.
- Кто здесь изображен?
- Что делают солдаты?
- С кем они сражаются?
- Как можно назвать одним словом это печальное событие?
В тихое мирное воскресенье 22 июня 1941 года над всей нашей страной пронеслась неожиданная и страшная весть: на нашу страну совершил коварное вторжение фашизм.
(Голос Ю. Левитана о начале войны 22.06.1941)
(Звучит запись песни «Вставай страна огромная»)
С того дня битва шла безостановочно по всему огромному фронту. Война с каждым днем все ближе и ближе подходила к городу Ленинграду.
- Скажите, пожалуйста, какой город назывался Ленинградом? (так назывался наш город Санкт – Петербург)
В дни войны Ленинград стал настоящей крепостью. Фашисты мечтали подчинить себе Ленинград. Завоевать такой город – гордость и любовь России – означало для наших врагов сделать к победе решительный шаг. Фашисты окружили его, и город оказался почти без пищи, без тепла, без света.
- Как люди назвали это событие? (блокада)
Да, блокада длилась 2,5 года.
Знаете, ребята, я хочу предложить вам и нашей Маше побывать в небольшом музее. Но туда мы поедем на теплоходе.
Координация речи с движением.
«Теплоход»
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход (шаг вперед, руки опущены)
Раз, два –
Он назад шагнул сначала, (два шага назад)
А потом шагнул вперед - (два шага вперед)
Раз, два-
И поплыл, поплыл по речке, (руки вытянуты вперед и сомкнуты;
Движение по кругу мелкими шажками)
Набирая полный ход.
Воспитатель:
Вот мы и приехали. Давайте пройдем по нашему музею и посмотрим, как жили люди во время блокады и расскажем об этом нашей Маше.
(Подвести детей к витрине с иллюстрациями, где изображены люди, укрепляющие подходы к городу)
- Что изображено на иллюстрациях?
- Что делают люди?
- Зачем они это делают?
Воспитатель (подводит итог) :
Пока еще фашисты подходили к городу, ленинградцы стали укреплять город : копали окопы, ставили зенитные пушки, на заводах делали снаряды, собирали танки.
- Кто знает, как называется завод, на котором делали танки? (Кировский завод)
(Подвести детей ко второй витрине с иллюстрациями, где изображены люди, укрывающие скульптурные и архитектурные памятники города)
- Что здесь делают люди?
- Для чего они это делают?
Воспитатель (подводит итог) :
Люди старались сохранить исторические и культурные памятники нашего города. С Аничкова моста были сняты кони и зарыты в землю. «Медный всадник» был закрыт досками и мешками с землей. Маскировочной краской был закрашен золоченный купол Исаакиевского собора, брезентом укрыли шпиль Адмиралтейства.
Когда фашисты подошли к городу, ленинградцы были уже готовы к встрече с врагом. А теперь давайте посмотрим, как жили люди в окруженном городе.
(Подвести детей к третьей витрине с иллюстрациями)
1. Иллюстрация «Люди у проруби)
- Кто изображен на иллюстрации?
- Почему женщины берут воду из руки?
- Как называется эта река? (Нева)
- Почему люди еле идут по льду?
2. Иллюстрация «Мужчина с хлебом»
- Кто изображен на иллюстрации?
- Какое лицо у мужчины? Почему?
- Что он держит в руке?
(Подвести детей к столику, где лежит кусок хлеба)
Воспитатель:
А здесь лежит кусок хлеба. Такой хлеб давали людям во время блокады на целый день. Он весил всего 125 гр. И был не такой вкусный как сейчас. Его выпекали с примесями отрубей, древесной коры, хлопкового жмыха.
(Дать детям подержать хлеб в руке)
Воспитатель:
- Как можно назвать этот хлеб?
- Какие можно подобрать слова?
- Кто знает, как доставляли хлеб и другие продукты в Ленинград? (летом –на барже, зимой – по льду)
- Как можно назвать эту дорогу? (дорога Жизни, дорога спасения)
- Кто помогал водителям находить дорогу в Ленинград? (регулировщик)
- Зачем она это делала? (дорога все время менялась из-за бомбежек)
1. Иллюстрация «Дети»
- Кто изображен на иллюстрации?
- Какое лицо у ребенка?
- Почему у ребенка такое печальное лицо?
Воспитатель:
Да, тяжело было людям в блокадном Ленинграде. Но слабые и голодные люди продолжали работать. На заводах делали снаряды для фронта. Композиторы сочиняли музыку, поэты – стихи, ученые сидели в библиотеках и писали свои труды. Дети ходили в школу и помогали взрослым.
И вот наступил счастливый день: 27 января 1944 года. Наша армия прорвала блокадное кольцо и освободила наш город.
Есть стихотворение, посвященное этому событию:
Люди Ленинграда, вы - герои!
«Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась экскурсия? А сейчас мы и наша Маша вернемся в группу, скажем волшебные слова: «Покрутись, покрутись и в группе очутись».