Ольга Чиркова
НОД «Помощь людям с ОВЗ» по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников
по социально-коммуникативному развитию
детей подготовительной к школе группы
Чиркова Ольга Анатольевна
Воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» села Вавож
Тема: Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья
Публикация «НОД „Помощь людям с ОВЗ“ по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Примерная основная образовательная программа: «Мир открытий»
Характеристика группы : подготовительная к школе группа. Дети знают, что есть люди – инвалиды. Могут назвать их недостатки, проблемы с которыми сталкиваются такие люди. Могут рассказать, как им можно помочь.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик Семицветик», беседа по сказке, подготовка презентации на тему «Помощь людям с ОВЗ», подготовка части мультфильма «Цветик Семицветик». Наблюдение за окружающим миром.
Оборудование: ноутбук и телевизор, чемодан, книги по Браэлю для слепых, символы органов чувств на магнитах, Цветик Семицветик (макет цветка).
Цель совместной образовательной деятельности (в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО) : создать условия для развития социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Дата
Интеграция областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
Виды деятельности:
• Коммуникативная
• Познавательная
• Игровая
• Двигательная
• ТРИЗ
Задачи:
Обучающие: углубить познания детей о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья, путем погружения их в тему.
Развивающие : развивать эмоциональную отзывчивость к людям с ОВЗ; познакомить с понятиями: язык Сурдо, книги Браэля, паралимпийцы; развивать умение работать в парах.
Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес и гуманизм (положительное отношение) к людям с ОВЗ.
Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик», беседа по сказке, подготовка презентации на тему «Помощь людям с ОВЗ», подготовкачасти мультфильма (скачивание и обрезка) «Цветик Семицветик», наблюдение за окружающим.
Материал: видео из мультфильма «Цветик-семицветик», презентация, ноутбук и телевизор, чемодан, книги по Браэлю для слепых, символы органов чувств на магнитах, макет Цветика Семицветика, карты с сурдоязыком.
Ход НОД
В: Сегодня утром я пришла в группу раньше всех и наткнулась вот на этот чемодан. Хотела его открыть, но не смогла. Вам интересно узнать, что в чемодане? Мне тоже. Что же делать?
Замечают записку
«Здравствуйте, меня зовут Женя. Я познакомилась с хорошим мальчиком, но у него была проблема. Он был ребёнком с ОВЗ. Я помогла ему и теперь мы с ним вместе играем. А помог ему в этом предмет, который находится в чемоданчике. Если вы хотите узнать, что там находится, то скажите, кто такие люди с ОВЗ?»
В: А вы знаете? (детские ответы)
В: А вы хотите узнать, что лежит в чемодане? (ответы детей)
В: Значит надо узнать, кто же эти люди? Откуда можно узнать об этом? (спросить у взрослых, из интернета, прочитать умные книжки).
В: Правильно. А хотите, я вам расскажу? Но сначала предлагаю вам поиграть в игру «Поводырь».
Дети встают парами играют в игру.
В: Открывайте глазки. Скажите, как вы себя чувствовали, когда шли с закрытыми глазами? Вам было хорошо? Вы не на что не натыкались? (дети описывают свои ощущения).
В: Представляете, есть такие люди, которые совсем ничего, или очень плохо видят. Такого человека я вчера видела на улице. Он шел с белой тросточкой и все время ей стучал перед собой по тротуару. Я никак не могу понять тросточка то ему зачем? Вы знаете, как называют таких людей? (ответы детей).
В: Да таких людей называют слепыми или слабовидящими. Или люди с ограниченными возможностями здоровья. Им помогает слух, который очень хорошо развит, обоняние и руки. Они даже читать умеют руками. Есть такие специальные книги, в которых объемные буквы и рисунки. Они называются - книги Браэля. В честь человека, который их придумал. Хотите посмотреть?
Работа с книгой для слепых
Игра «Найди букву с закрытыми глазами»
В: Но к сожалению, бывают и другие ограничения по здоровью. Люди, например, плохо слышат.
В: Кто хочет подойти ко мне?
В: Теперь, закрой, пожалуйста, уши и отвернись.
Эксперимент
Я отхожу от ребенка и говорю «Здравствуй, …»
В: Что ты слышала, почему? Как ты себя чувствовала?
В: А теперь разбейтесь на пары и проделайте такой же эксперимент.
Дети работают в парах
В: Все поработали? Присаживайтесь. Какие проблемы возникают у людей с плохим слухом? (дети объясняют). Действительно, им трудно общаться с людьми. Они плохо или совсем не слышат радио, телевизор, музыку. Он может не услышать сигнал машины, если его кто-то позовет.
В: Как здорово, что мы друг друга слышим, ведь слух – это наш большой помощник.
В: А я еще знаю про таких людей, которые по состоянию здоровья не могут говорить. Их называют немыми.
В: А как же сообщить людям что-то, если не можешь сказать? (Дети анализируют).
В: Вы все правильно сказали – можно нарисовать, написать, показать жестами. Есть такой специальный язык для глухих и глухонемых людей. Он называется Сурдо язык. Глухие люди общаются при помощи жестов. Каждый звук имеет свой жест. Вот смотрите, азбука глухонемых выглядит так.
Показываю Сурдо-азбуку
В: А ещё есть жесты, которые могут обозначать целое слово. Вот, например спасибо (показываю жест и картинку с жестами-словами).
В: Нелегко передать свои мысли и желания жестами, гораздо легче сказать словами.
Отрывок из мультфильма с волшебными словами.
(беседа по сказке)
В: Женя пожелала, чтобы мальчик Витя выздоровел. А как он себя чувствовал? (дети характеризуют его состояние)
В: Действительно, ему было очень больно, грустно, от того, что не мог бегать, одиноко. Таких людей, и детей, тоже называют людьми с ограниченными возможностями здоровья с проблемами опорно-двигательного аппарата. Витя из-за болезни ног был ограничен в беге и прыжках.
В: Какое упражнение нам поможет понять чувства Вити (предположения детей). Поднимите одну ногу, схватите её рукой и не отпуская пройдите до дверей и обратно.
Дети прыгают на одной ноге.
В: Вам удобно было?
В: Вите сложно было играть с детьми. Но добрая Женя посочувствовала и помогла Вите и теперь они играют вместе. Какая у Вити любимая игра? (ответы детей). Я за него так рада, а вы?
В: Ребята, а как вы думаете, чем можно помочь людям с ограниченными возможностями здоровья?
Рассуждения детей
В: Давайте мы немного пофантазируем. Какие приспособления можно придумать для таких людей? (дети фантазируют)
В: А для людей глухих и слабослышащих? (ответы детей)
В: Молодцы, как вы здорово придумали. А чем можно помочь людям слепым и слабовидящим? (дети воображают)
В: Кто им может помочь? Я для вас приготовила картинки, которые нам расскажут какую помощь оказывают людям с ограниченными возможностями здоровья в мире.
Презентация
«Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья»
В: Врачи (слайд 2).
В: Конечно врачи могут лечить таких людей. Уже есть очки, слуховые аппараты, врачи проводят разные операции, чтобы вылечить таких людей.
В: Строители (слайд 3, 4) строят дома, в которых людям на колясках легко передвигаться, звонки в дверь внизу.
В: Люди конструируют специальные светофоры со звуковым сигналом (слайд 5)
В: Конструкторы придумывают разные приспособления (слайд 6, 7)
В: Программисты разрабатывают специальные аудиокниги, которые можно слушать слепым людям (слайд 8).
В: Неравнодушные люди помогают переходить через дорогу, уступают место в общественном транспорте, покупают и приносят продукты, помогают убраться в комнате (слайд 9).
В: Даже животные помогают людям с ограниченными возможностями здоровья (собака-поводырь, лошадь-поводырь (слайд 10)
В: Спортсмены тренируют таких людей (слайды 11,12)
В: Ребята, хоть у них ограниченные возможности здоровья, они очень сильные, целеустремленные, волевые люди. Свои умения они показывают на паралимпийских играх (слайд 13, 14).
В: Такие люди ждут от нас не только помощи, но и сочувствия, сопереживания, понимания, доброго отношения к ним. Они такие же люди, как и мы.
В: Ребята, так кто же такие люди с ограниченными возможностями здоровья? (Люди слепые или слабовидящие, глухие, немые)
В: Молодцы! Теперь вы знаете, кто такие люди с ОВЗ. Давайте проверим, может быть, чемоданчик уже открылся? Посмотрим?
В чемодане лежит цветик Семицветик.
В: Да это цветочек? (цветик Семицветик). Он же исполняет желания! Давайте загадаем по 1 желанию для людей с ограниченными возможностями здоровья! Что бы вы пожелали для них? Старайтесь не повторяться.
(отрывают по лепестку и загадывают желания)
В: Теперь, я думаю, что если вы увидите такого человека не будете равнодушными, и обязательно поможете.