Екатерина Чернышова
Непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы «Снег и лёд»
В. -Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
- Вам нравится зима? А чем вам нравится зима? Ответы детей.
- Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав).
- Всё это можно делать только зимой. Почему?
Ответ детей - потому, что зимой есть и снег, и лёд.
- Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? Ответы детей :
Публикация «Непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы „Снег и лёд“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Старшая группа
- Темочки
- Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд.
В. - Давайте с вами подойдем к столу.
На столе стоят пластмассовые стаканчики со снегом и льдом.
- Сейчас мы с вами будим проделывать опыт. Но сначала вспомним технику безопасности. Выполняем те действия, которые я вам скажу. Не забываем, что мы с вами будем проделывать опыт, поэтому нужно все делать аккуратно. После каждого опыта мы с вами на доске будем отмечать, что мы узнали, а как мы это будем отмечать мы с вами будем обсуждать. Ну что начнем опыт?
Педагог все делает совместно с детьми.
- Сначала мы с вами выясним, какого цвета лед и снег. Давайте рассмотрим его.
Рассматривают снег и лед.
- Давайте с вами возьмем полоски и сравним их с льдом и снегом. Что мы видим (Мы видим, что снег белый, а лед бесцветный)
- С помощью этого опыта мы с вами подтвердили, что снег белый, а лед бесцветный.
- Как мы отметим, бесцветность льда? Снега? (отмечают)
- Выберите себе картинку.
Воспитатель предоставляет детям выбор картинки (картинки перевернуты, ребенок картинки не видит).
- На одну половину картинки положите лед, а на вторую ложечкой насыпьте снега. Что мы с вами видим? (Под снегом не видно, он не прозрачный. А подо льдом (не видно) немного видно – только цвета, саму картинку не рассмотреть).
- Как вы думаете, почему через лед у (и. р.) видно, а у (и. р.) не видно? Это ребята завит от такого, на сколько чистая вода замерзла. Дома я положила лист в холодную воду из под крана и заморозила его (показывает). Мы видим лист? А теперь посмотрите на эту картинку (показывает картинку озера Байкала – лед, это замершее озеро Байкал, присмотритесь ребята на картинке есть зеленый цвет, это дно озера. С чем мы можем сравнить лед по прозрачности?
- Посмотрев на картинку мы видим дно озеро, создается ощущение как будто смотришь в окно.
- Что мы с вами сделали для того, чтобы узнать видно ли что через снег и лед? (Мы насыпали снег и лед на картинку).
- Что мы увидели сделав это? (Под снегом не чего не видно, а подо льдом видно).
- Как эти свойства мы с вами отметим на доске? (Лед – прозрачность льда мы можем показать при помощи листа в тарелке, а прозрачность снега показать при помощи картинки, а на картинку прикрепить белый круг).
- Проведем еще один опыт (да)
-Прежде, чем мы с вами приступим к следующему опыту давайте немного разомнемся.
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать (Топают ногами.)
И ладошками похлопать. (Хлопают себя ладонями по плечам.)
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. (Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками (Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме. (Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)
- Для следующего опыта нам понадобиться по 2 тарелки (помощник воспитателя расставил каждому ребенку по 2 тарелки, во время физминутки). Поставим их перед собой. В одну тарелку из стаканчика высыпим снег (высыпают). Что мы видим? (ответ детей – здесь появилась вода).
А теперь в другую тарелку мы высыпим лед. Что здесь мы видим? (ответ детей : здесь тоже вода).
- Что произошло со снегом и льдом? Почему они растаяли?
Ответ детей : Они растаяли. Снег и лед тают, потому что в комнате тепло.
- Что общего между льдом и снегом? (Лед и снег состоят из воды).
- Как это мы отмети под нашими картинками (нарисуем волны мелом).
- Если мы посмотрим на наши записи, что мы можем рассказать о снеге? О льде? (смотря на записи сделанные на доске дети отвечают).
- Вам понравились опыты, которые мы сегодня делали?
- Мы проводили опыты. Кто скажет для чего?
- Что мы узнали о льде и снеге?
- Какой опыт вам больше всего понравился?
- Кому вы об этом можете рассказать?
- Что вы расскажете?
- Узнали вы что-нибудь новое?
- Сегодня проводя опыты мы с вами подтвердили то, что уже знали о свойствах льда и снега. И узнали новое (если дети скажут, что узнали).