Корчагина Елена
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе «Растительный и животный мир леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Растительный и животный мир леса
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звёздочка» г. Краснослободска
Среднеахтубинского района Волгоградской области
Методическая разработка
Конспекта
непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему :
«Растительный и животный мир леса»
Воспитатель: Корчагина Елена Александровна
2020 г
«Растительный и животный мир леса»
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе „Растительный и животный мир леса“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель: _Способствовать формированию навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правил существования растительного и животного мира «Пищевая цепочка»
Задачи:
Образовательные: создать условия для понимания детьми взаимосвязи растительного и животного мира, способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка»
Развивающие: Способствовать развитию зрительного внимания, развитию наглядно-образного мышления умению устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к растительному и животному миру, чувство гордости за выполненное дело и помощь взрослым.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Давайте посмотрим в окно. Мы видим, как ярко светит солнышко и дарит нам своё тепло. Давайте все вместе станем в круг, возьмемся за руки и поделимся своим радостным настроением друг с другом, также как солнышко делится с нами своим теплом.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
Тучки по небу быстро бежали, лучики в тучках надолго застряли.
Но появился ветер могучий.
И разогнал все мрачные тучи.
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас
согревают.
Воспитатель: Ну, что вы готовы к работе?
А что нам пригодится на занятии?
Ответы детей
Воспитатель: Скажите в какой стране мы с вами живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно.
В России много городов и областей.
А как называется наша область в которой мы живем?
Дети: Волгоградская
Воспитатель: Правильно.
Посмотрите пожалуйста, на карту нашей Волгоградской области. Какого цвета на карте больше всего?
Дети: Зеленого
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает зелёный цвет?
Дети: лес
Воспитатель: Правильно, это леса и луга.
Как вы думаете зачем природе нужно столько лесов и лугов?
Дети: Леса – это дом для животных, деревья выделяют кислород
Воспитатель: Молодцы ребята.
Вы знаете в наш детский сад пришло необычное письмо.
Хотите его прочесть?
Дети: да
(Чтение письма)
Ребята, я лесничий Природного парка «Волго-Ахтубинской поймы» Потапов Иван Петрович.
Ко мне поступает много жалоб от жителей сел, которые расположены рядом с лесом.
Они жалуются, что зайцы нападают на плодовые деревья и кустарники их садов.
Ребята, у меня к вам большая просьба помогите разобраться с этой проблемой.
Воспитатель: Ребята сможем ли мы помочь Ивану Петровичу?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в путь.
Все готовы?
Дети: да
Воспитатель: Тогда вперед, в машину.
Едем. едем на машине нажимаем на педаль.
Газ включаем,
выключаем, пристально мы смотрим в даль.
Дворники считают капли, влево вправо. Чистота!
Волосы взъерошит ветер, мы шоферы хоть куда!
(Дети повторяют слова и движения за воспитателем)
Ой, а что там впереди -O-
Всё, кажется мы приехали.
(Воспитатель переодевается в лесника)
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Меня зовут Иван Петрович, я лесничий Природного парка.
Спасибо, что согласились мне помочь.
В моем лесу происходят непонятные события.
От этого страдают животные.
(Показ слайдов)
У меня на столе лежат изображения животных этого леса.
Я знаю, что вы много знаете.
Помогите мне пожалуйста разложить
этих животных по типу их питания и разместить на макетах.
На зеленом макете- травоядные животные, на красном- хищники, а на синем- всеядные животные (изображения хищников не предлагается)
Нам нужно будет разделится на пары, чтобы удобно было работать.
(Разделяются на пары и выполняют задание самостоятельно)
Воспитатель: Что вы заметили необычного?
Дети: На красном макете нет животных, а на зеленом много зайцев.
Воспитатель: Правильно ребята. У меня тоже предположение, что в этом лесу нет хищников. И нам с вами предстоит разобраться в этом вопросе. Скажите, куда нам можно обратится за информацией, для того чтобы справится с этой проблемой?
Дети: Спросить у взрослых, посмотреть в книге.
Воспитатель: Правильно. Для того чтобы разобраться в этом вопросе нужна научная информация, и я нашла её в энциклопедии.
(Воспитатель читает)
В природе существуют последовательные связи, которые возникают между хищниками и их жертвами.
Ребята перед вами лежат карточки с изображениями составляющих пищевой цепочки. Скажите, что изображено на них?
Дети: животные, трава
Воспитатель: Какие именно животные, если делить их по типу питания?
Дети: Травоядные животные и хищные животные.
Воспитатель: Правильно.
Вот эту пищевую цепочку вам нужно выстроить.
(Пробуют составить пищевую цепочку)
Воспитатель: Ребята, я вижу у вас затруднения.
Как вы думаете почему?
Дети: Мы не знаем последовательности.
Воспитатель: Что нужно сделать если у вас не получилось?
Дети: спросить у взрослых
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю справится с затруднением вместе.
Сначала давайте с вами рассмотрим карточки с картинками.
Сколько составляющих в цепочке?
Дети: три
Воспитатель: Какой знак помогает понять зависимость питания?
Дети: Обозначено стрелками.
Воспитатель: С какой стороны мы будем читать цепочку?
Дети: Мы будем читать цепочку слева направо.
Воспитатель: Растения
Травоядное животное
Хищник
Как вы думаете какую карточку мы возьмем
первой?
Дети: растения
Воспитатель: Правильно. Начинать нужно с растения.
Потому- что растения нужны в качестве пищи.
А вторая карточка?
Дети: травоядные животные
Воспитатель: Правильно.
Но травоядное животное тоже служит для кого то пищей.
А для кого?
Дети: для хищных животных
Воспитатель: Вот мы с вами и нашли последовательность, которая возникает в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования растительного и животного мира называется «Пищевая цепочка»
Если мы посмотрим на эту последовательность, то можно сделать вывод.
«Если исчезнет….»
Продолжите фразу дальше.
(Дети стараются сделать вывод)
Дети: Если исчезнет одно звено цепочки, то исчезнут все животные.
Воспитатель: Ребята, а смогут ли животные жить друг без друга?
Дети: нет
Воспитатель: Теперь вы сами сможете правильно, и последовательно составить пищевую цепочку?
Приступайте.
(Дети выполняют задание в парах.)
Воспитатель: Теперь вы справились с заданием?
Дети: да
Воспитатель: Почему?
Дети: Теперь мы знаем последовательность расположения растений и животных в пищевой цепочке.
Воспитатель: Я очень рада что вы справились с заданием.
Теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных нашего леса?
Приступайте.
(Дети выполняют задание индивидуально)
Воспитатель: Ну, что справились?
(Воспитатель проверяет выполненное задание)
Молодцы!
Каким вы правилом пользовались, чтобы правильно выполнить задание?
Дети: Правилом «Пищевой цепочки»
Воспитатель: А, каким источником?
Дети: Прочитали в энциклопедии, потом подумали самостоятельно.
Воспитатель: Теперь вы можете объяснить, почему гибнет растительность в лесу?
Дети: Да. В лесу гибнет растительность, потому что здесь нет хищников.
Развелось много зайцев, которые уничтожают кусты и деревья.
Воспитатель: Ребята, Какой выход из сложившейся ситуации в нашем лесу вы сможете предложить?
Дети: Нужно вернуть хищных животных в лес.
Воспитатель: Правильно ребята.
Что же будет, когда хищников станет достаточно в лесу?
Дети: Когда хищные животные вернутся в лес, восстановится
пищевая цепочка и восстановится существование растительного и животного мира.
Воспитатель: Спасибо вам ребята, что вы помогли мне разобраться в этой проблеме.
(Воспитатель переодевается)
А, теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Занимаем места в автомобиле и поехали.
Едем. едем на машине нажимаем на педаль.
Газ включаем,
выключаем, пристально мы смотрим в даль.
Дворники считают капли, влево вправо. Чистота!
Волосы взъерошит ветер, мы шоферы хоть куда!
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Если вы довольны своей работой на занятии, то возьмите наклейку с веселым животным и наклейте на середину полянки.
А если разочарованы и не довольны своей работой, то наклейку с грустным животным и наклейте с левом нижнем углу полянки.
Посмотрите как животные нашего леса нам улыбаются.
Давайте и мы им улыбнемся и нам станет веселее.
Ребята вам понравилось помогать леснику?
Дети: да
Воспитатель: Вы сегодня все были молодцы!
Я вами горжусь И говорю спасибо за работу.