Людмила Гришаева
НОД по развитию артикуляционной моторики с помощью художественных средств «Сказочные истории» (для детей 3–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать артикуляционную моторику с помощью художественных средств.
Задачи:
- отрабатывать комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата посредством сказочных героев;
- развивать мышление детей через работу с символами;
- воспитывать эмоциональное отношение и интерес к сказкам.
Оборудование:
тексты сказок, герои сказок и комплексы артикуляционных упражнений в конвертах;
Публикация «НОД по развитию артикуляционной моторики с помощью художественных средств „Сказочные истории“ (для детей 3–5 лет)» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
картинный материал к сказке : заяц, змейка, белка, медведь, волк, лошадка;
символы по Ткаченко для гласных звуков (а, о, у, ы, и);
мольберт и магниты;
логопедические зеркала по количеству детей;
бумажные салфетки;
разрезные картинки с героями сказочной истории (по количеству детей).
Методы: словесные, игровые, наглядные и практические.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Прежде чем начать представлять опыт работы по проведению артикуляционной гимнастики с использованием художественных средств, сделаю небольшое вступление.
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку в вечернее время с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.
Содержание НОД:
Беседа
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
- Назовите, какие сказки вы знаете? (ответы детей)
- Сегодня мы послушаем и поиграем в «Сказочные истории». А какую сказку мы выберем, сейчас посмотрим. …
Загадка
- Ребята, прежде чем мы пойдем выбирать сказку, я предлагаю вам отгадать загадку: Летом – серый, зимой – белый (ответы детей)
Показываю изображение зайчика.
Задание
Детям предлагается найти среди конвертов тот, на котором имеется контур зайчика (дети определяют). Предлагаю детям пройти присесть на стульчики около мольберта.
Сказка «Заяц – огородник»
Логопед читает текст сказки, дети вывешивают на мольберт героев сказки и по ходу сказки выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами.
«ЗАЯЦ - ОГОРОДНИК»
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.
«Лопатка»
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:
- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела все и похвалила зайца.
«Веселая змейка»
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.
«Грибок»
«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:
- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было.
А сама хвост распушила и дольше по деревьям ускакала. Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.
«Вкусное варенье»
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал умный совет:
- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть и устал очень.
«Исполняются песенки: а-а-а, у-у-у, и-и-и, ы-ы-ы, о-о-о»
А перед самым вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.
- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.
«Чашечка»
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а на утро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки черпать.
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка.
«Горка»
Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.
«Лошадка»
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
«Исполняется песенка змеи: ш-ш-ш-ш-ш-ш»
Картинный материал к сказочной истории :
Заяц
Змейка
Белка
Медведь
Волк
Лошадка
Беседа
- Ребята, а вам понравился зайчик? (ответы детей)
Предлагаю встать на ножки и поиграть в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Зайчик»
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз – два! Раз – два! И ушами шевелит!
Этот зайчик – под сосной,
Это зайчик – под другой.
Дали зайцу барабан.
Он ударил: там – там – там!
Работа с символами
- Ребята, вспомните какую песенку, пел зайчик, когда копал огород?
(ответы детей – а-а-а-а, о-о-о-о, и-и-и-и, ы-ы-ы-ы, у-у-у-у)
- Правильно! Ребята, а мы можем к нашей песенке подобрать символы
Предлагаю детям пройти за столы и выложить песенку Зайчика
с помощью символов : а, у, и, ы, о. (работа символами - выложить в
определенной последовательности и произнести).
Психогимнастика
Приглашаю ребят на свободное пространство группы.
- Ребята, мы сейчас с вами превратимся в тех героев, которые были в нашей сказке и постараемся их изобразить ( дети имитируют движения животных: волка, белочки, змейки, зайца, медведя, лошадки).
Дидактическая игра «Собери картинку»
- Скажите, какой герой больше всего понравился? (дети называют).
Предлагаю собрать картинки (разрезные) с героями сказочной истории (дети собирают).
Благодарю детей и взрослых! Дети прощаются с гостями.