Ирина Киселева
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы «Загадки леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
В процессе познавательной деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о лесе.
Задачи
• Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
• Развивать диалогическую речь детей. Учить отвечать полным ответом на вопрос воспитателя, согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных в родительном и винительном падежах, активизировать в речи прилагательные.
• Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память. Формировать умение выделять и правильно произносить звук “с”.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы „Загадки леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• Знакомить детей со свойствами дерева с помощью опытов, экспериментов: плавает, горит, ломается.
Материал
• Запись «Звуки леса»
• Деревянные изделия, веточки, камни
• Емкость с водой
• Муляжи грибов и ягод
• Загадки
Предварительная работа
показ иллюстраций с изображением лесного ландшафта, беседа с детьми о лесе, рассказы из личного опыта детей, показ иллюстраций грибов и ягод, беседа с детьми о правильном поведении в лесу.
Словарная работа
использование слов-антонимов: легкий - тяжелый, съедобный – несъедобный; ломается, горит; расширение активного словаря детей за счё т употребления в речи прилагательных: лес – еловый, сосновый, березовый - березовая роща, дубовый – дубрава.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель держит в руках лист бумаги, имитируя кору дерева, скатанный в трубочку и завязанный веревочкой с шишками.
Воспитатель: Ребята, мне пришло необычное письмо. Интересно, от кого оно? Как вы думаете?
Дети: Наверно от белочки.
Воспитатель: Как вы догадались, что это от белочки?
Дети: Оно с шишками, а шишки любят белки.
Воспитатель: Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо. «Я приглашаю вас в гости к себе домой, хочу показать и рассказать о своем доме. Белочка Искорка». А где дом у белочки?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Отправимся в небольшое путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Закрыли глаза. Раз, два, три… (звучит запись «Звуки леса»)
Белочка: Здравствуйте, ребята! Куда вы попали, как вы думаете?
Дети: В лес.
Белочка: Правильно, здесь поют птицы, слышен шум деревьев. Давайте присядем на лесную полянку и поговорим о моем доме - лесе. Что такое лес? Какой бывает лес? Какую пользу от леса получают люди. Так как вы думаете, что такое лес?
Дети: Это много деревьев.
Белочка: Это много деревьев, растущих рядом друг с другом. Лес бывает смешанным - рядом растут разные деревья. А когда рядом растет много берез, как называется такой лес?
Дети: Березовый лес.
Белочка: Лес называется березовый или березовая роща. Лес, где растут дубы?
Дети: Дубовый лес.
Белочка: Дубовый лес или дубрава. Где растут ели? Где растут сосны?
Дети: Еловый лес. Сосновый лес.
Белочка: Сосновый лес или сосновый бор. Произнесите слово «лес», какой звук слышится в конце слова?
Дети: Звук «с».
Белочка: Произнесем все вместе звук «с» сначала громко, а потом тихо. Дети произносят звук «с» громко, затем тихо. Воспитатель просит нескольких детей индивидуально произнести звук «с». А я знаю чистоговорку со звуком «с» : «Са-са-са в лесу бегает лиса», «Ес-ес-ес у нас еловый лес». Запомнили? Давайте вместе её произнесём. Повторяют вместе и индивидуально. Мы сказали в лесу много деревьев, а как сказать одно…
Дети: Дерево.
Белочка: Одно дерево, много деревьев, деревья. Ребята, про какое дерево можно сказать: «И зимой и летом одним цветом»?
Дети: Елка.
Белочка: А про деревья можно так сказать?
Дети: Нет.
Белочка: Какими же бывают деревья в разное время года?
Дети: Зимой деревья стоят голые, без листьев. Весной – появляются зеленые листочки. Летом на деревьях много зеленых листьев. Осенью листья желтеют и падают.
Белочка: Для меня лес – это дом. Для чего вам нужен лес?
Дети: Ходить в лес отдыхать.
Белочка: Вы ходите в лес отдыхать, послушать пение птиц, насладиться красотой леса и цветов. Используем запись звуков леса как фон. Давайте и мы с вами прогуляемся по лесу. Подул слабый ветер, и мы слышим, как тихонько шумят листья на деревьях. Покажите, как они шумят.
Дети: ш-ш-ш-ш (тихо)
Белочка: Ветер сильнее подул, листья зашумели громче. Как они шумят?
Дети: ш-ш-ш-ш (громко)
Белочка: Посмотрите, под ногами лежат упавшие веточки. Когда на них наступаешь, они хрустят. Покажите, как они хрустят (хр-хр-хр). Как вы думает, почему они издают такой хруст?
Дети: Потому что они ломаются.
Белочка: Поднимите их (дети поднимают лежащие на полу веточки). Попробуйте сломать. Сломались?
Дети: Да.
Белочка: Значит, ветки у дерева легко ломаются, они хрупкие, а при сильном ветре могут ломаться толстые ветки и даже сами деревья. Пойдемте гулять дальше по лесу.
Физминутка
Мы отправились в поход.
Сколько нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Ребятишки шли, шли
И грибочки нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
Дальше вдруг открылась речка,
Ее надо переплыть.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас, одной рукой – это кроль.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Белочка: Мы подошли к речке. Посмотрите сколько камней на берегу. Бросьте в воду камешки. Какой звук услышали? Повторите его (бульк – бульк). Что с камушком случилось?
Дети: Он утонул.
Белочка: Теперь поднимите и бросьте в воду деревянные палочки. Что мы видим?
Дети: Они плавают.
Белочка: Правильно, палочки плавают, не тонут. Дерево не тонет, а камни тонут, значит, что легче дерево или камень?
Дети: Дерево легче.
Белочка: Где люди используют это свойство дерева?
Дети: Люди строят лодки, корабли.
Белочка: Ребята, возле речки бывает прохладно. Как в лесу можно согреться?
Дети: Разжечь костер?
Белочка: Из чего будем разжигать костер?
Дети: Из веток, дров.
Белочка: Из сухих веток огонь разгорится быстрее. Давайте соберем веточки и разожжем костер. Воспитатель поджигает на керамическом подносе ветки. Что мы видим?
Дети: Они горят.
Белочка: Значит, дерево горит. Как горит огонь. Покажите. Дети имитируют движение огня в костре. Согрелись?
Дети: Согрелись.
Белочка: Перед уходом из леса, что нужно сделать с костром?
Дети: Потушить его.
Воспитатель тушит огонь водой.
Белочка: Для чего нужно обязательно потушить костер?
Дети: Чтобы не было пожара в лесу.
Белочка: Правильно, чтобы не сгорели деревья и не пострадали звери. Теперь я хочу вам показать, что еще дает лес человеку?
Для этого отгадайте загадку.
Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся.
Дети: Гриб.
Белочка: Посмотрите сколько растет грибов на полянке, давайте соберем. Я засушу их себе на зиму. В лесу много разных грибов, отгадайте мои загадки про грибы. (загадывает о грибах загадку; дети отгадывают).
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу.
(опята)
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички
Называются (лисички)
Не спорю – не белый
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(подберезовик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой
На шляпке горошки. (мухомор)
Белочка: Какие могут быть грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Белочка: Какой гриб здесь несъедобный?
Дети: Мухомор.
Белочка: Что еще растет в лесу кроме грибов?
Дети: Ягоды.
Белочка загадывает загадки, дети отгадывают, показывают муляжи ягод).
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчелы и медведи.
(малина)
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Белочка: Я хочу подарить вам шишки. Из них можно сделать разные поделки.
Дети: Спасибо.
Белочка: А теперь вам пора возвращаться обратно в детский сад. До свидания! Закройте глаза, раз, два, три, четыре, пять снова в группе вы опять.
Воспитатель: Вот вы и вернулись в группу, понравилась прогулка по лесу? Да вы не с пустыми руками вернулись, что это?
Дети: Белочка подарила шишки для поделок.
Воспитатель: Вы много узнали о лесе, о свойствах дерева, а что можно сделать из дерева?
Дети: Построить дом, игрушки, мебель, посуду.
Воспитатель: Посмотрите, какие предметы из дерева находятся в группе. Принесите их. Воспитатель называет ребенка по имени, он приносит деревянный предмет.
Воспитатель: Теперь давайте вспомним, что дает нам лес и свойства дерева.
Дети в игровой форме перечисляют. Ребенок движениями показывает, дети называют.
Дети: В лесу собираем грибы, ягоды. Дерево горит, плавает, ломается. Из дерева можно построить дом, сделать игрушки, мебель, посуду.
Воспитатель: Лес наше богатство. Нужно беречь его, правильно вести себя в лесу. От чего надо беречь лес? Как вести себя в лесу?
Дети: Лес нужно беречь от пожара. В лесу разговаривать тихо, не кричать, не пугать зверей и птиц.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.