Илюшникова Елена Сергеевна
Открытая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать
НОД «Прогулка в осенний лес»
Программные задачи:
1. Закреплять представление детей о признаках осени: стало холоднее, небо покрыто серыми, тяжелыми тучами, листья желтеют, опадают, солнце светит, но не греет, птицы улетают в теплые края; о грибах (название, место произрастания, съедобные-ядовитые, дать знание о том, почему боровик называют белым грибом; о птицах (зимующие, перелетные, название птиц, о причинах отлета в теплые края). Закреплять приемы нетрадиционного рисования тычком. Побуждать выразительно читать стихи об осени.
Публикация «Открытая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
2. Развивать логическое мышление, связную речь, (побуждать отвечать полным предложением, строить сложноподчиненные предложения); общую, мелкую моторику, зрительное, слуховое внимание. Развивать диафрагмальное дыхание.
3. Воспитывать любовь и интерес к природе, самостоятельность, инициативность, выразительность движений, переключаемость с одного вида деятельности на другой, умение согласовывать музыку с движением. Создать у детей положительный эмоциональный настрой.
Материал:
1. Картина «Осенний лес»;
2. Набор осенних листочков;
3. Иллюстрации грибов;
4. Д/и «С какой ветки детки»;
5. Звукозапись «Голоса птиц»;
6. Заготовка листочков из картона;
7. Птички из картона;
8. Прищепки;
9. Игра «Подбери своей птичке хвостик»;
10. Гуашь, салфетка, кисти, трафареты листочков.
Предметный словарь:
Осень, лес, листья, деревья, береза, клен, дуб, грибы: боровик,опята, подосиновик, подберезовик, мухомор, небо, погода.
Словарь признаков:
Серое, хмурое, пасмурное, холодный, осенний, порывистый, ветренная.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, собирание гербария, прогулки с родителями в парк, заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок об осени. Наблюдение за птицами во время прогулки, изготовление кормушек для птиц, рассматривание картин по теме «Грибы», отгадывание загадок, заучивание физминуток по теме «Осень».
Ход НОД
Воспитатель: Вот художник, как художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл
Отгадать загадку просим
Кто художник этот?
Дети: - Осень!
Воспитатель: Ребята давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложение, а вы их заканчиваете.
1. Какая погода бывает осенью?
Дети: Пасмурная, холодная, ветренная.
2. Ветер осенью какой?
Дети: Сильный, порывистый, холодный!
3. Небо осенью какое?
Дети: Серое, хмурое!
4. Что происходит с листьями на деревьях?
Дети: Желтеют, опадают!
5. Как светит солнце?
Дети: Солнце светит, но не греет!
6. Что осенью делают птицы?
Дети: Улетают!
7. Какие птицы?
Дети: Перплетные!
Воспитатель: А сейчас нам Данил расскажет стихотворение в котором говорится о всех этих птицах.
Данил: Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года -осенью зовется!
Воспитатель: Сегодня, я Вас приглашаю совершить прогулку в лес.
Какой лес осенью?
Дети: Осенний!
(Звучит песенка : «На лошадке ехали.)
Воспитатель: Давайте подышем чистым, лесным воздухом.
(На выдохе скажем :- «Ах какой свежий воздух»)
Воспитатель: «В темный лес дремучий
Заглянула осень
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен
Сколько свежих ягод у лесной рябинки
Выросли волнушки прямо на тропинке.»
Посмотрите, как много вокруг грибов! Целое царство. А вы знаете, что грибы любят играть в прятки. А прячатся они а наших загадках. Давайте попробуем угадать,что это за грибы.
Загадки: 1. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач - старик,
Житель бора - (боровик)
Воспитатель: Верно, дети, это боровик. Его величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шапочка. Его еще называют белым грибом.
А знаете почему?
Потому, что он не боится ни сушки ни варки, ни жарки, а так и остается белым. Темнеют все грибы, кроме белого, потому его еще называют гриб — полковник.
2. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растет в лесу,
Как веснушки на носу! (опята)
3. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
Воспитатель: Почему этот гриб так называется?
Дети: Потому, что он растет под осиной.
4. Не скрою: не белый, я, братцы,попроще,
Расту я обычно в березовой роще.
(подберезовик)
5. Он стремится на простор-
Для лесных полян узор
Как бы он ни нарядился
Но в еду не пригодился!
(мухомор)
(выставка картин с грибами)
Воспитатель: Ребята скажите какой гриб лишний?
Дети: Мухомор!
Воспитатель: Почему?
Дети: Этот гриб ядовитый!
Воспитатель: Какие еще съедобные грибы вы знаете?
Дети: Лисички. маслята. грузди.
Воспитатель: Ребята, а кроме грибов, что еще можно увидеть на земле в лесу?
Дети: Много листиков!
Воспитатель: Давайте поиграем с листочками. 1,2,3 -листик с кленом найди.
С какого дерева лист?
Дети: С клена!
Воспитатель: Значит какой он?
Дети: Кленовый!
1,2,3 — лист дуба найди?
Воспитатель: Какие листья у вас в руках?
Дети: Дубовые!
Воспитатель: Какие листья мы еще не собирали?
Дети: Березовые!
Воспитатель: Давайте соберем «Осенний букет»
1,2,3,4,5 — будем листья собирать:
Листья березы
Листья рябины
Листики тополя
Листья осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет принесем.
Воспитатель: Ребята, деревья нам приготовили маленький подарок - свои волшебные листочки. С их помощью мы сможем взять частичку осеннего леса с собой.
Для этого нужно взять осенний листочек и с помощью краски оставить его портрет на нашем ковре. (выполняется коллективная работа)
«Осенний ковер»
Воспитатель: Какой красивый ковер у нас получился!
Давайте отдахнем.
Физ-ка: «Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
(Музыка,звуки птиц (воробей,сова,дятел)
Воспитатель: Ребята прислушайтесь, что вы слышите?
Дети: Голоса птиц!
Воспитатель: Каких птиц вы услышали?
Дети: Воробья, дятла.
Воспитатель: А почему вы не услышали кукушку?
Дети: Потому, что она перелетная птица!
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Дети: Грачи, ласточка!
Воспитатель: А какие птицы остались с намизимовать?
Дети: Дикие голуби,воробьи,дятел.
Воспитатель: Давайте поиграем. Возьмите себе каждый по 1 птичке и послушайте задание:
Подберите своей птичке хвостикнужного цвета.
(проводится игра)
Воспитатель: Давайте поставим своих птичек на кормушку, пусть они поклюют зернышек.
Ну а нам пора возвращаться домой. А в память о нашей чудесной прогулке лес дарит подарок от белочки.
Литература:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. Издательство «Мозаика-синтез», Москва, 2010.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. Издательство дом «Литера», Санкт-Петербург,2001.
3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера», Москва,2009.
4. Коноваленко В. В. ,Коноваленко С. В. Развитие связной речи. «Осень». Серия «Практическая логопедия»,Москва,2001.
5. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе. Пособие для логопедов и воспитателей логопедических групп. Серия «В помощь логопеду». Москва, 1998.
6. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. «Владос». Москва,1994.