Папки-передвижки

«Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР

Артюшевская Елена
«Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи Составление загадок про Котенка»

Занятие будет полезно педагогам, которые используют в своей работе ТРИЗ, а также педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: формирование умения составлять сравнительно – описательные загадки про котенка, используя модели ТРИЗ, с помощью воспитателя.

Задачи:

Темочки:

1. Формировать у детей первоначальные навыки рассматривания сюжетной картины.

2. Упражнять в умении подбирать слова - признаки и слова – действия к заданному предмету.

3. Закрепить в речи навык практического употребления предлогов «как», «но».

4. Развивать словесно-логическое мышление через отгадывание и составление загадок.

5. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, оказывать помощь другу в поисках слов.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Кошка Мурка со своими котятами», маркер для зарисовки опорных картинок при составлении загадки.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня я хочу поздороваться с вами по- разному. Давайте попробуем?

«Доброе утро, ребята!»

Дети: Здравствуйте! Мы рады вас видеть! Привет! Как поживаете!

Воспитатель: Предлагаю вам настроиться на работу, для этого выполним гимнастику.

1. Дыхательная гимнастика: «Кошка засыпает», «Ежик сердится», «Волчонок»

2. Пальчиковая гимнастика: «Лиса», «Довольна корова своими телятами….»

Воспитатель: Ребята послушайте, о ком я говорю?

У порога плачет.

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет.

Замурлычет, запоет!

Дети: Вы говорите о кошке!

Воспитатель: Совершенно верно, я не только говорю о ней, но и сейчас покажу вам эту кошку.

(Демонстрируется картина «Кошка Мурка с котятами»)

Воспитатель: Познакомьтесь с нашими героями. Это кошка Мурка и ее детеныши. Кого вы видите на картине?

(Рассматривание картины по вопросам).

Дети: Я вижу на картинке кошку с котятами.

Воспитатель: Сколько котят у нашей кошки?

Дети: У кошки три котенка.

Воспитатель: Одинаковые котята или нет? Чем они отличаются?

Дети: У котят разный окрас.

Воспитатель: Какие котята?.

Дети: Маленькие, пушистые, милые, шустрые, смешные, непослушные, разноцветные, игривые, толстенькие.

Воспитатель: Что котята делают?

Дети: Играют, бегают, ловят, шалят, прыгают, мяукают, лижут, кусают, царапают.

Воспитатель: А чем на картине занимается мама кошка? Что она делает?

Дети: Мама моет, облизывает, гладит, обнимает, кормит, учит своих котят.

Воспитатель: Кажется и нам с вами пора отдохнуть и немного пошалить.

Динамическая пауза «Мы веселые ребята!»

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — лови.

Воспитатель: Ребята, а хотите сегодня попробовать сами придумать загадки про котенка и вечером загадать эти загадки своим мамам и папам. Мы с вами никогда еще не сочиняли загадки. Поэтому я вам немного буду помогать. Ну, что, готовы попробовать?

Дети: Да, мы хотим.

Модель № 1 «Какой? Что бывает таким же?»

Воспитатель: Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Какой он?

Дети: Рыжий, пушистый, смешной.

(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, какие предметы вокруг нас бывают рыжими, или по – другому оранжевыми.

Дети: Апельсин, морковка, осенний листик, мандарин

(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Рыжий» символами фиксирует все подобранные слова, помечая самый удачный выбор детей).

Воспитатель: Вы сказали, что котенок пушистый. А что еще бывает пушистым?

Дети: Подушка, шарфик, шапка, варежки.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Пушистый» все подобранные слова).

Воспитатель: И еще высказали, что котенок смешной. А что еще бывает смешным?

Дети: Клоун, песенка, мультфильм.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Смешной» все подобранные слова).

Воспитатель: А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.

Загадка : Рыжий, как морковка, пушистый, как шапка, смешной, но не клоун! Кто это?

Совместное проговаривание загадки дважды.

Модель № 2 «Что делает? Кто делает так же?»

Воспитатель: Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Что делает котенок?

Дети: Шалит, прыгает, царапается.

(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, кто еще может шалить?

Дети: Маленькие дети,

(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Шалит» символами фиксирует все подобранные слова).

Воспитатель: Вы сказали, что котенок прыгает. А кто или что еще могут прыгать?

Дети: Попрыгунчик, мячик, воздушный шарик.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Прыгать» все подобранные слова).

Воспитатель: И еще высказали, что котенок царапается. А кто еще может царапаться?

Дети: Попугай, ежик, щенок.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Царапается» все подобранные слова).

Воспитатель: А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним еще одну загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.

Загадка : шалит, как маленький ребенок, прыгает, как мячик, царапается, но не ежик! Кто это?

Совместное проговаривание загадки дважды.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас получились отличные загадки. Вам было сложно составлять загадки? Что вызвало затруднения?

Дети: Мне было сложно подбирать разные слова.

Мне было сложно запомнить слова.

Воспитатель: Все справились с заданием. Не забудьте их загадать мамам и папам. Но отгадку не подсказывайте! Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, ранее полученных на занятиях по ФЭМП. Задачи: Закреплять навыки прямого и обратного счета в.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы»Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы» Цель: Совершенствовать умение составлять связный рассказ о домашнем питомце с опорой на мнемотаблицу Задачи: • Вызвать интерес, способствовать.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 10:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Артюшевская Елена (УИ 3512392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД