Лучший педагог года

«Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР

Артюшевская Елена
«Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи Составление загадок про Котенка»

Занятие будет полезно педагогам, которые используют в своей работе ТРИЗ, а также педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: формирование умения составлять сравнительно – описательные загадки про котенка, используя модели ТРИЗ, с помощью воспитателя.

Задачи:

Публикация «„Составление загадок про Котенка“, НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР» размещена в разделах

1. Формировать у детей первоначальные навыки рассматривания сюжетной картины.

2. Упражнять в умении подбирать слова - признаки и слова – действия к заданному предмету.

3. Закрепить в речи навык практического употребления предлогов «как», «но».

4. Развивать словесно-логическое мышление через отгадывание и составление загадок.

5. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, оказывать помощь другу в поисках слов.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Кошка Мурка со своими котятами», маркер для зарисовки опорных картинок при составлении загадки.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня я хочу поздороваться с вами по- разному. Давайте попробуем?

«Доброе утро, ребята!»

Дети: Здравствуйте! Мы рады вас видеть! Привет! Как поживаете!

Воспитатель: Предлагаю вам настроиться на работу, для этого выполним гимнастику.

1. Дыхательная гимнастика: «Кошка засыпает», «Ежик сердится», «Волчонок»

2. Пальчиковая гимнастика: «Лиса», «Довольна корова своими телятами….»

Воспитатель: Ребята послушайте, о ком я говорю?

У порога плачет.

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет.

Замурлычет, запоет!

Дети: Вы говорите о кошке!

Воспитатель: Совершенно верно, я не только говорю о ней, но и сейчас покажу вам эту кошку.

(Демонстрируется картина «Кошка Мурка с котятами»)

Воспитатель: Познакомьтесь с нашими героями. Это кошка Мурка и ее детеныши. Кого вы видите на картине?

(Рассматривание картины по вопросам).

Дети: Я вижу на картинке кошку с котятами.

Воспитатель: Сколько котят у нашей кошки?

Дети: У кошки три котенка.

Воспитатель: Одинаковые котята или нет? Чем они отличаются?

Дети: У котят разный окрас.

Воспитатель: Какие котята?.

Дети: Маленькие, пушистые, милые, шустрые, смешные, непослушные, разноцветные, игривые, толстенькие.

Воспитатель: Что котята делают?

Дети: Играют, бегают, ловят, шалят, прыгают, мяукают, лижут, кусают, царапают.

Воспитатель: А чем на картине занимается мама кошка? Что она делает?

Дети: Мама моет, облизывает, гладит, обнимает, кормит, учит своих котят.

Воспитатель: Кажется и нам с вами пора отдохнуть и немного пошалить.

Динамическая пауза «Мы веселые ребята!»

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — лови.

Воспитатель: Ребята, а хотите сегодня попробовать сами придумать загадки про котенка и вечером загадать эти загадки своим мамам и папам. Мы с вами никогда еще не сочиняли загадки. Поэтому я вам немного буду помогать. Ну, что, готовы попробовать?

Дети: Да, мы хотим.

Модель № 1 «Какой? Что бывает таким же?»

Воспитатель: Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Какой он?

Дети: Рыжий, пушистый, смешной.

(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, какие предметы вокруг нас бывают рыжими, или по – другому оранжевыми.

Дети: Апельсин, морковка, осенний листик, мандарин

(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Рыжий» символами фиксирует все подобранные слова, помечая самый удачный выбор детей).

Воспитатель: Вы сказали, что котенок пушистый. А что еще бывает пушистым?

Дети: Подушка, шарфик, шапка, варежки.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Пушистый» все подобранные слова).

Воспитатель: И еще высказали, что котенок смешной. А что еще бывает смешным?

Дети: Клоун, песенка, мультфильм.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Смешной» все подобранные слова).

Воспитатель: А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.

Загадка : Рыжий, как морковка, пушистый, как шапка, смешной, но не клоун! Кто это?

Совместное проговаривание загадки дважды.

Модель № 2 «Что делает? Кто делает так же?»

Воспитатель: Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Что делает котенок?

Дети: Шалит, прыгает, царапается.

(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, кто еще может шалить?

Дети: Маленькие дети,

(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Шалит» символами фиксирует все подобранные слова).

Воспитатель: Вы сказали, что котенок прыгает. А кто или что еще могут прыгать?

Дети: Попрыгунчик, мячик, воздушный шарик.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Прыгать» все подобранные слова).

Воспитатель: И еще высказали, что котенок царапается. А кто еще может царапаться?

Дети: Попугай, ежик, щенок.

(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Царапается» все подобранные слова).

Воспитатель: А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним еще одну загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.

Загадка : шалит, как маленький ребенок, прыгает, как мячик, царапается, но не ежик! Кто это?

Совместное проговаривание загадки дважды.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас получились отличные загадки. Вам было сложно составлять загадки? Что вызвало затруднения?

Дети: Мне было сложно подбирать разные слова.

Мне было сложно запомнить слова.

Воспитатель: Все справились с заданием. Не забудьте их загадать мамам и папам. Но отгадку не подсказывайте! Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, ранее полученных на занятиях по ФЭМП. Задачи: Закреплять навыки прямого и обратного счета в.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы»Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы» Цель: Совершенствовать умение составлять связный рассказ о домашнем питомце с опорой на мнемотаблицу Задачи: • Вызвать интерес, способствовать.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна»Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна» ДОброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи по теме: "Составление рассказа по картине "Весна"" Цель - продролжать.

Конспект ОД по развитию речи и составление рассказа с использованием технологии «виммельбух» в средней группе «Зимние забавы»Конспект ОД по развитию речи и составление рассказа с использованием технологии «виммельбух» в средней группе «Зимние забавы» Задачи: Образовательные задачи: закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах; упражнять в умении составлять рассказ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 10:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Составление загадок про Котенка». НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Артюшевская Елена (УИ 3512392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 мая 2025 вторник
Всероссийская акция (2025) наблюдения за соловьями! (ежегодно в конце мая)
21 мая 2025 среда
День Тихоокеанского флота
День военного переводчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных