Юлия Сундетбаева
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего возраста «Сказание о лесе»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы – составители:
Сундетбаева Ю. Ю., Мартынова Л. А.,
воспитатели МАДОУ
«Детский сад №1 «Ласточка»
Цель: уточнить представление детей о лесе и его значении в жизни человека и животных.
Задачи:
Образовательные
Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе;
Закрепить понятия «этажи леса»;
Формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны;
Закрепить представления о деревьях.
Развивающие
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего возраста „Сказание о лесе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развивать воображение, мышление;
Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать;
Делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе;
Воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
Налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности со взрослыми, сверстниками.
План:
1. Игра «Мы пойдём, пойдём, пойдём»;
2. Стих «что такое лес?»;
3. Этажи леса (повторить леса: хвойные, лиственные, смешанные).
4. Рассказ о лесе.
5. Физминутка «утром дети в лес пошли.»;
6. Стих и рисунки (правила поведения в лесу).
7. Итог занятия. Обсуждение рисунка.
Ход НОД
1. Игра «Мы пойдём, пойдём, пойдём, подосиновик найдём (под слово найдём выходит ребёнок в круг и танцует под след. слова)
«Ты, грибочек маленький, не сиди в тени.
«Ты, грибочек маленький, в гости к нам иди.
«Ты, грибочек маленький, ручки подавай.
(подаём руки, а ребёнок выбирает парочку)
«Ты, грибочек маленький, в хоровод вставай.
(ребенок говорит кто он (гриб-лисичка, или ягода-малина, поём песню малинка)
(и так несколько раз)
2. Стихотворение «Что такое лес?».
Ребята, а кто знает стихотворение про лес, можете помогать мне.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы, ягоды грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый воздух чистый –чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
3. Какие бывают леса? Этажи леса.
Ребята, давайте вспомним, какие бывают леса?
Хвойные (тайга);
Лиственные;
Смешанные.
А вы знаете что такое этажи леса?
А сейчас ребята, покажите кто живёт,и что растёт на первом, втором, третьем этажах леса. Для кого лес является домом?
1-ый этаж –трава, грибы, насекомые, волки, лисы, зайцы, ежи, медведи, лоси.
2-ой этаж-кусты, белки, насекомые, совы.
3-ий этаж-дятел, сорока.
Правильно ребята, лес является домом для птиц, зверей и насекомых.
4. Рассказ о лесе.
Проходите на стульчики и послушайте интересный рассказ о лесе.
«Текла одна река когда-то, широкая, глубокая, и по ней плыли пароходы, а в жаркие дни купались люди. А на берегу был густой зелёный лес. В нем жили рыжие белки, пугливые зайцы, волки, медведи и лисы. И люди в деревнях сеяли пшеницу и рожь. И вот однажды сказал человек:» Лес-это прочные брёвна и гладкие доски; это-комоды, столы, табуретки; это –белая бумага и жаркие дрова». И пришли сюда лесорубы-не один, ни два, сразу тысяча! На каждого лесоруба по дереву-вот и леса нет: весь срубили. Зачем лесорубы пришли? Деревья рубить?
Так добро или зло они совершили? (Добро! Много материала, из которого сделают разные результаты). Стало здесь светло и просторно, много свободного места и видно далеко (испуганно тревожно) зато все птицы, звери пропали, и грибов не стало, и ягод. А потом обмелела река,пароходы не могли больше плыть: ведь раньше лес охранял воду. И душные ветры дули на землю раньше лес не пускал их. И поля начали плохо родить…Вовсе пришло к людям горе-стало голодно в их домах. Даже в колодцах пересохла вода. А в воздухе пахло зноем и дымом. Так долго ли радовались люди, что срубили лес? (нет) А что получилось?
(Пароходы перестали ходить, и поля перестали родить)
Тогда люди поняли,что лес –не одни лишь дрова, табуретки….
Лес –это зелёная прохлада в жаркий полдень, это много маленьких ручьёв, которые несут свою воду в большие реки; это-полезный, чистый воздух и сколько еще всего другого хорошего!
А что еще хорошего в лесу? (животные, грибы, ягоды, чистый воздух… Значит, какая беда заставила людей задуматься о том, чтобы беречь лес?
Но люди ведь без брёвен, досок не могут обойтись!Дом нужен, мебель нужна. !
Что же делать? Тогда люди сказали : Лес надо рубить с умом, надо знать «лесную грамоту». И прямо посреди леса построили лесной пост… Дом такой –кордон. И поселился в этом доме лесник. Он стал лес сторожить.
А что его сторожить.! Он,что ли убежит? (Его беречь надо)
Никуда не денется. Не убежит. А вот исчезнуть может! Вдруг –лесной пожар?
Вдруг плохой человек с топором придёт?
Вдруг-заведётся вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес.
А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед… Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. И короеду никуда не деться, не спастись…
Так зачем создают кордон? (чтоб лес оберегать и следить за его состоянием)
А лес- то всё-таки рубить или не рубить? Если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет…
Так и секут лес, секут-значит валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами- лесовозами. Когда вывезут лес, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются.
А на кордоне у лесника-есть грядки! А на грядках… Не помидоры, не огурцы растут, а маленькие, молоденькие сосёнки и ёлочки. Привезут на лесосеку здесь их посадят, будет расти новый лес.
Почему привезут на лесосеку? (Потому что там вырубили старые деревья)
А когда лес вырастит и станет старым, его опять можно будет вырубить. Так кто же знает грамоту леса (Лесник)
5. Физминутка.
Утром дети в лес пошли (шагают)
И в лесу грибы нашли (разводят руками)
Наклонялись, собирали (наклоны)
По дороге растеряли (разводят руками)
6. Стих.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся кусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты
И не будет доброты.
Ребята! На столах лежат листы бумаги и фломастеры. Нарисуйте правила поведения в лесу.
7. Итог. Анализ рисунков.
Что мы ребята сегодня узнали?
Что лес нужно беречь, любить, ухаживать за ним и облагораживать.
Хочу наше занятие закончить такими словами:
«Мы любим лес, в любое время года,
Мы слышим речек, медленную речь.
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!»