Приложение МААМ

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП

Светлана Трошкина
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

Тип занятия: Ознакомление с народным искусством.

Вид деятельности : декоративное рисование

Цели: 1) Знакомство с русским фольклором и традициями.

2) Создание русского узора на скатерти.

Программное содержание:

Образовательные :

1) продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам русского орнамента;

2) расширить представления детей об особенностях использования и значения русских узоров, его колорита, особенностями;

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП» размещена в разделах

3) закреплять умение оформлять декоративную композицию на скатерти, заполняя середину и края; соблюдаю симметрию и ритм;

4) учить выделять основные элементы узора, передавать цветовую гамму русского народного орнамента;

5) совершенствовать навыки нанесения узоров методами: штамповки, тычкования, рисования всей кистью;

6) учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирая соответствующий цвет;

7) расширять представления детей о государственном празднике – День народного единства, история его возникновения.

Коррекционно-развивающие :

1)развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие;

2)развивать психические процессы образного мышления, воображения, творческой самостоятельности;

3)развивать мелкую моторику рук;

4)развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

1) воспитывать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие Российского государства;

2) воспитывать интерес к народным традициям и обычаям;

3) воспитывать дружеские чувства: чувство сопереживания и сострадания;

4) воспитывать чувство прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Предварительная работа: рассматривания изделий, иллюстраций с русскими и чувашскими народными узорами; чтение русских народных сказок; слушание народной музыки и песен; беседа о русском быте и традициях; рассказ о празднике «День народного единства».

Словарная работа: ввести в активный словарь существительное «орнамент», «элемент», прилагательное «соседние».

Ввести в пассивный словарь: существительное «единство», «согласие»,«национальность», «нация».

Индивидуальная работа: с Русланом П. (по развитию мелкой моторики) формированию захватывающего движения кистью.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный: мультимедийная презентация, аудиозапись музыкальных фрагментов русской народной мелодии «Во поле берёза стояла», частичные образцы салфеток, кукла в русском костюме.

Раздаточный: белые сатиновые салфетки, печатки из картофеля, гуашь, кисти №3, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Список литературы:

1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»(Пособие для педагогов дошкольного учреждения-старшая группа)

2. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».(Книга для воспитателей детских садов и родителей)

3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой- Москва, 2014 г.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ыра кун, ачасем. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Руслан, дорогой. Я хочу играть с тобой.

–Здравствуй, Даша, дорогая, я в игру тебя приглашаю.

С вами буду играть сейчас я. Зовут меня ткель. Почему ткель? Вижу, мое имя вас заинтересовало. Интересно, на каком же языке оно звучит? Что обозначает? (ответы детей)

Воспитатель: Ваши предположения верные. Мое имя звучит на чувашском языке и означает свет, яркость, лучезарность. А вы никогда не задумывались, как звучат ваши имена на чувашском родном языке? Мне очень интересно! Я надеюсь, значение ваших имен мне расскажете.

Слайд 1:

Воспитатель: Наша Земля-наш общий дом. На земле много разных стран и народов разных национальностей.

Воспитатель: А в какой стране мы живём?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша страна. А почему она разноцветная? Разные цвета - это разные субъекты (республики, области, округа, а в них живут разные нации, т. е. люди с разной национальностью.

Воспитатель зачитывает стихотворение «Единство народов – сила России» :

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных нардов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем,

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Воспитатель: Сила России в дружбе народов.

Воспитатель: А как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется Чувашия, Чувашская.

Воспитатель: В ней живем мы чуваши, а также народы других национальностей русские, татары. Напомните, пожалуйста, какие народы живут по соседству с чувашами? (ответы детей)

Воспитатель: Наши ближайшие соседи: русские с Нижегородской области,

татары с Татарстана,

Марийцы – с Марий-Эл,

мордовцы с Мордовии.

(В групповом помещении слышен детский плач).

Воспитатель: Ой, кажется, кто-то плачет, где этот плач мы слышим?

Дети: Плачет девочка.

Воспитатель: Да, это плачет девица-красавица. Как тебя звать девица? Как тебя звать красавица?

Кукла: Здравствуйте. Меня зовут Аленушка.

Воспитатель: Какое красивое русское имя. Что случилось с тобой Аленушка? Почему ты плачешь?

Кукла: Как же мне не плакать? В нашей стране 4 ноября отмечают праздник – День народного единства. Ко мне в гости придут друзья: татары, марийцы, мордва, а у меня для них нет подарков.

Воспитатель: Да, и правда, 4 ноября мы будем отмечать праздник – День единства всех российских народов. Россияне разных вер и национальностей объединяются в этот день в мире и согласии, демонстрируют уважение и почитание традиций и культур наций.

Воспитатель: Ребята, наша Аленушка переживает, чем же мы с вами можем ей помочь?

Дети: Дружно приготовим подарки для друзей Аленушки.

Воспитатель: Я предлагаю вам украсить столовые салфетки, они будут украшением любого праздничного стола. Чтобы салфетки были красивыми и нарядными, мы их украсим элементами русского орнамента. Ребята, напомните, пожалуйста, что такое орнамент?

Дети: Орнамент - это узор.

Воспитатель предлагает совместно повторить слово орнамент. Дети воспроизводят.

Воспитатель: Да, это узор, предназначенный для украшения различных предметов.

Воспитатель: Интересно, русский народ дружит с чувашами?

Дети: Да.

Воспитатель: А что же общего в орнаменте этих народов? Ребята я одета в чувашский национальный костюм? Какие цвета преобладают в чувашских узорах?

Дети: Красный, жёлтый, белый.

Воспитатель: А теперь посмотрите на русский сарафан, здесь какие цвета используются? (показывает на платье Аленушки).

Дети: тоже красный, жёлтый, зелёный, белый.

Воспитатель: И у русских, и у чувашских народов преобладают красные, желтые цвета на одежде. А теперь посмотрим и сравним элементы русского и чувашского орнамента, и их обозначения.

Воспитатель: Из чего состоят узоры?

Дети: Из полос, треугольников кругов, зигзагов.

Воспитатель: Напомню, все эти части орнамента называются элементами. Подскажите, как располагаются элементы узора.

Дети: Элементы узора располагаются рядами.

Воспитатель: Элементы и цвета чередуются.

Воспитатель: Сейчас, посмотрите на обозначение этих элементов:

- СИМВОЛ ЖИЗНИ,

- ЖИЛИЩЕ, ДОМ,

- ПАШНЯ, ЗЕРНО,

- СВЕТ, ТЕПЛО, ЖИЗНЬ,

- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ДОРОГА.

Воспитатель: Этими элементами узора мы можем украшать наши подарочки. Как вы видите, очень много схожих цветов и элементов орнамента у чувашей и у русских. Две нации испокон веков живут в дружбе и согласии: это отразилось и в вышивке.

Воспитатель: Сейчас мы превратимся в мастеров своих дел - художников. Возьмем белую бумажную салфетку и будем творить: для начала мы салфетке придадим цвет старины – украсим фон бледно оранжевым цветом. В центре салфетки найдем серединку салфетки, поставим туда большой палец, другой рукой обхватываем, поднимаем палец и обмакиваем большим пальцем в тот цвет, который вам нравится.

Воспитатель: Раскроем салфетку, посмотрите, какое чудо произошло, какая красота появилась на салфетке. Пусть пока она подсохнет.

Воспитатель: Вы устали? А сейчас мы встали.

Физкультминутка: «Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

–Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваемые головы из стороны в сторону).

–Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа)

–Здесь есть я (кладем правую руку на грудь)

–Будем вместе (обе руки ладонями соединились с руками соседа)

–Жить (хлопаем в ладоши)

- Будем мы дружить (соединяем руки ладонями)

- Вот какие мы дружные ребята» (повторяем всё два раза)

Воспитатель: Настала очередь дополнить мелкие элементы в салфетку.

Воспитатель: Посмотрите, вот 3 салфетки с разными русскими узорами.

Воспитатель: Вот салфетка с желтой серединой. Как вы думаете, элементы какого цвета можем использовать для ее украшения, какие цвета сочетаются с жёлтым?

Дети: Элементы красного и зеленого цвета сочетаются с желтым цветом.

Воспитатель: А у тебя, Руслан, красная серединка, элементы какого цвета ты будешь использовать для украшения русской салфетки?

Руслан: Элементы синего и желтого цвета буду использовать для украшения салфетки.

Воспитатель: Они сочетаются и используются в русском узоре.

Воспитатель: А у тебя, Даша, центральный элемент зеленого цвета, какого цвета будут мелкие элементы?

Даша: Жёлтый и красный цвет помогут мне украсить края салфетки.

Воспитатель: А рисовать мы будем разными приемами: штамповкой, тычкованием и рисованием кистью. Для этого мы будем использовать кисть с толстым тонким ворсом. Ими будем наносить элементы в виде полосок, кругов, точек и квадратов.

(Показываются приёмы штамповки, тычкования и рисования кистью. Перед началом рисования педагог предлагает поупражнять пальчики)

Пальчиковая гимнастика: «Дружат в нашей группе (Пальцы рук соединяются в замок несколько раз).

–Девочки и мальчики.

–Мы с тобой подружим,

–Маленькие пальчики (Соединение пальцев друг с другом)

–1,2,3,4,5 – начинаем мы считать.

–1,2,3,4,5 – мы закончили считать». (Руки вниз, встряхиваем кистями. Повторяется 2 р.)

Воспитатель: Центральный элемент салфетки высох. Приступаем к работе. Аленушка ждет не дождется подарков. (Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение русской народной мелодии «Во поле берёза стояла»).

Воспитатель: Посмотри Аленушка, какие красивые салфетки получились у ребят, тебе нравятся?

Кукла: Мне все подарочные салфетки понравились.

Воспитатель: Руслан у тебя получилось нарядная, русская салфетка, молодец, соблюдал цвет и симметрию. Руслан, у Даши получилась работа, как ты думаешь? (ответ ребёнка)

Воспитатель: У юных мастеров-художников были затруднения? Даша, что тебе было сложно? (ответ ребёнка) Руслан, какими трудностями ты столкнулся?

Воспитатель: Аленушка вам говорит большое спасибо за салфетки, выручили ее, сделали подарки для ее друзей.

Кукла: До свидания.

Воспитатель: Сыва пул. До свидания. И я, ткель, хочу с вами попрощаться. Но хотелось бы узнать, как звучит ваше имя на чувашском языке? (ответы детей)

Воспитатель: И я, ткель, прощаюсь с вами (дотрагиваюсь до рук).

Сыва пул Араслан, наш лев – Руслан.

Сыва пул Тарья – подарок судьбы.

Тавта пу, тепре куриччен ачасем.

Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 14:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Трошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД