Светлана Трошкина
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: Ознакомление с народным искусством.
Вид деятельности : декоративное рисование
Цели: 1) Знакомство с русским фольклором и традициями.
2) Создание русского узора на скатерти.
Программное содержание:
Образовательные :
1) продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам русского орнамента;
2) расширить представления детей об особенностях использования и значения русских узоров, его колорита, особенностями;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по художественно-творческому развитию с детьми 6–7 лет с ДЦП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3) закреплять умение оформлять декоративную композицию на скатерти, заполняя середину и края; соблюдаю симметрию и ритм;
4) учить выделять основные элементы узора, передавать цветовую гамму русского народного орнамента;
5) совершенствовать навыки нанесения узоров методами: штамповки, тычкования, рисования всей кистью;
6) учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирая соответствующий цвет;
7) расширять представления детей о государственном празднике – День народного единства, история его возникновения.
Коррекционно-развивающие :
1)развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие;
2)развивать психические процессы образного мышления, воображения, творческой самостоятельности;
3)развивать мелкую моторику рук;
4)развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
1) воспитывать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие Российского государства;
2) воспитывать интерес к народным традициям и обычаям;
3) воспитывать дружеские чувства: чувство сопереживания и сострадания;
4) воспитывать чувство прекрасного, эмоциональной отзывчивости.
Предварительная работа: рассматривания изделий, иллюстраций с русскими и чувашскими народными узорами; чтение русских народных сказок; слушание народной музыки и песен; беседа о русском быте и традициях; рассказ о празднике «День народного единства».
Словарная работа: ввести в активный словарь существительное «орнамент», «элемент», прилагательное «соседние».
Ввести в пассивный словарь: существительное «единство», «согласие»,«национальность», «нация».
Индивидуальная работа: с Русланом П. (по развитию мелкой моторики) формированию захватывающего движения кистью.
Материалы и оборудования:
Демонстрационный: мультимедийная презентация, аудиозапись музыкальных фрагментов русской народной мелодии «Во поле берёза стояла», частичные образцы салфеток, кукла в русском костюме.
Раздаточный: белые сатиновые салфетки, печатки из картофеля, гуашь, кисти №3, тряпочки, клеёнки-подкладки.
Список литературы:
1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»(Пособие для педагогов дошкольного учреждения-старшая группа)
2. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».(Книга для воспитателей детских садов и родителей)
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой- Москва, 2014 г.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ыра кун, ачасем. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Руслан, дорогой. Я хочу играть с тобой.
–Здравствуй, Даша, дорогая, я в игру тебя приглашаю.
С вами буду играть сейчас я. Зовут меня ткель. Почему ткель? Вижу, мое имя вас заинтересовало. Интересно, на каком же языке оно звучит? Что обозначает? (ответы детей)
Воспитатель: Ваши предположения верные. Мое имя звучит на чувашском языке и означает свет, яркость, лучезарность. А вы никогда не задумывались, как звучат ваши имена на чувашском родном языке? Мне очень интересно! Я надеюсь, значение ваших имен мне расскажете.
Слайд 1:
Воспитатель: Наша Земля-наш общий дом. На земле много разных стран и народов разных национальностей.
Воспитатель: А в какой стране мы живём?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша страна. А почему она разноцветная? Разные цвета - это разные субъекты (республики, области, округа, а в них живут разные нации, т. е. люди с разной национальностью.
Воспитатель зачитывает стихотворение «Единство народов – сила России» :
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных нардов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем,
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель: Сила России в дружбе народов.
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется Чувашия, Чувашская.
Воспитатель: В ней живем мы чуваши, а также народы других национальностей русские, татары. Напомните, пожалуйста, какие народы живут по соседству с чувашами? (ответы детей)
Воспитатель: Наши ближайшие соседи: русские с Нижегородской области,
татары с Татарстана,
Марийцы – с Марий-Эл,
мордовцы с Мордовии.
(В групповом помещении слышен детский плач).
Воспитатель: Ой, кажется, кто-то плачет, где этот плач мы слышим?
Дети: Плачет девочка.
Воспитатель: Да, это плачет девица-красавица. Как тебя звать девица? Как тебя звать красавица?
Кукла: Здравствуйте. Меня зовут Аленушка.
Воспитатель: Какое красивое русское имя. Что случилось с тобой Аленушка? Почему ты плачешь?
Кукла: Как же мне не плакать? В нашей стране 4 ноября отмечают праздник – День народного единства. Ко мне в гости придут друзья: татары, марийцы, мордва, а у меня для них нет подарков.
Воспитатель: Да, и правда, 4 ноября мы будем отмечать праздник – День единства всех российских народов. Россияне разных вер и национальностей объединяются в этот день в мире и согласии, демонстрируют уважение и почитание традиций и культур наций.
Воспитатель: Ребята, наша Аленушка переживает, чем же мы с вами можем ей помочь?
Дети: Дружно приготовим подарки для друзей Аленушки.
Воспитатель: Я предлагаю вам украсить столовые салфетки, они будут украшением любого праздничного стола. Чтобы салфетки были красивыми и нарядными, мы их украсим элементами русского орнамента. Ребята, напомните, пожалуйста, что такое орнамент?
Дети: Орнамент - это узор.
Воспитатель предлагает совместно повторить слово орнамент. Дети воспроизводят.
Воспитатель: Да, это узор, предназначенный для украшения различных предметов.
Воспитатель: Интересно, русский народ дружит с чувашами?
Дети: Да.
Воспитатель: А что же общего в орнаменте этих народов? Ребята я одета в чувашский национальный костюм? Какие цвета преобладают в чувашских узорах?
Дети: Красный, жёлтый, белый.
Воспитатель: А теперь посмотрите на русский сарафан, здесь какие цвета используются? (показывает на платье Аленушки).
Дети: тоже красный, жёлтый, зелёный, белый.
Воспитатель: И у русских, и у чувашских народов преобладают красные, желтые цвета на одежде. А теперь посмотрим и сравним элементы русского и чувашского орнамента, и их обозначения.
Воспитатель: Из чего состоят узоры?
Дети: Из полос, треугольников кругов, зигзагов.
Воспитатель: Напомню, все эти части орнамента называются элементами. Подскажите, как располагаются элементы узора.
Дети: Элементы узора располагаются рядами.
Воспитатель: Элементы и цвета чередуются.
Воспитатель: Сейчас, посмотрите на обозначение этих элементов:
- СИМВОЛ ЖИЗНИ,
- ЖИЛИЩЕ, ДОМ,
- ПАШНЯ, ЗЕРНО,
- СВЕТ, ТЕПЛО, ЖИЗНЬ,
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ДОРОГА.
Воспитатель: Этими элементами узора мы можем украшать наши подарочки. Как вы видите, очень много схожих цветов и элементов орнамента у чувашей и у русских. Две нации испокон веков живут в дружбе и согласии: это отразилось и в вышивке.
Воспитатель: Сейчас мы превратимся в мастеров своих дел - художников. Возьмем белую бумажную салфетку и будем творить: для начала мы салфетке придадим цвет старины – украсим фон бледно оранжевым цветом. В центре салфетки найдем серединку салфетки, поставим туда большой палец, другой рукой обхватываем, поднимаем палец и обмакиваем большим пальцем в тот цвет, который вам нравится.
Воспитатель: Раскроем салфетку, посмотрите, какое чудо произошло, какая красота появилась на салфетке. Пусть пока она подсохнет.
Воспитатель: Вы устали? А сейчас мы встали.
Физкультминутка: «Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
–Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваемые головы из стороны в сторону).
–Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа)
–Здесь есть я (кладем правую руку на грудь)
–Будем вместе (обе руки ладонями соединились с руками соседа)
–Жить (хлопаем в ладоши)
- Будем мы дружить (соединяем руки ладонями)
- Вот какие мы дружные ребята» (повторяем всё два раза)
Воспитатель: Настала очередь дополнить мелкие элементы в салфетку.
Воспитатель: Посмотрите, вот 3 салфетки с разными русскими узорами.
Воспитатель: Вот салфетка с желтой серединой. Как вы думаете, элементы какого цвета можем использовать для ее украшения, какие цвета сочетаются с жёлтым?
Дети: Элементы красного и зеленого цвета сочетаются с желтым цветом.
Воспитатель: А у тебя, Руслан, красная серединка, элементы какого цвета ты будешь использовать для украшения русской салфетки?
Руслан: Элементы синего и желтого цвета буду использовать для украшения салфетки.
Воспитатель: Они сочетаются и используются в русском узоре.
Воспитатель: А у тебя, Даша, центральный элемент зеленого цвета, какого цвета будут мелкие элементы?
Даша: Жёлтый и красный цвет помогут мне украсить края салфетки.
Воспитатель: А рисовать мы будем разными приемами: штамповкой, тычкованием и рисованием кистью. Для этого мы будем использовать кисть с толстым тонким ворсом. Ими будем наносить элементы в виде полосок, кругов, точек и квадратов.
(Показываются приёмы штамповки, тычкования и рисования кистью. Перед началом рисования педагог предлагает поупражнять пальчики)
Пальчиковая гимнастика: «Дружат в нашей группе (Пальцы рук соединяются в замок несколько раз).
–Девочки и мальчики.
–Мы с тобой подружим,
–Маленькие пальчики (Соединение пальцев друг с другом)
–1,2,3,4,5 – начинаем мы считать.
–1,2,3,4,5 – мы закончили считать». (Руки вниз, встряхиваем кистями. Повторяется 2 р.)
Воспитатель: Центральный элемент салфетки высох. Приступаем к работе. Аленушка ждет не дождется подарков. (Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение русской народной мелодии «Во поле берёза стояла»).
Воспитатель: Посмотри Аленушка, какие красивые салфетки получились у ребят, тебе нравятся?
Кукла: Мне все подарочные салфетки понравились.
Воспитатель: Руслан у тебя получилось нарядная, русская салфетка, молодец, соблюдал цвет и симметрию. Руслан, у Даши получилась работа, как ты думаешь? (ответ ребёнка)
Воспитатель: У юных мастеров-художников были затруднения? Даша, что тебе было сложно? (ответ ребёнка) Руслан, какими трудностями ты столкнулся?
Воспитатель: Аленушка вам говорит большое спасибо за салфетки, выручили ее, сделали подарки для ее друзей.
Кукла: До свидания.
Воспитатель: Сыва пул. До свидания. И я, ткель, хочу с вами попрощаться. Но хотелось бы узнать, как звучит ваше имя на чувашском языке? (ответы детей)
Воспитатель: И я, ткель, прощаюсь с вами (дотрагиваюсь до рук).
Сыва пул Араслан, наш лев – Руслан.
Сыва пул Тарья – подарок судьбы.
Тавта пу, тепре куриччен ачасем.