Валентина Петрова
Непосредственно образовательная деятельность ФКЦМ и РК в старшей группе. Тема: «Кто он Михайло Потапович».
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность ФКЦМ и РК
ТЕМА : «Кто он Михайло Потапович».
Программное содержание:
• Познакомить с темой «медведя» в фольклоре. Образом медведя в русской народной сказке;
• Представить медведя как священное, тотемное животное, пращур на Руси;
• Закреплять знания детей о народных промыслах - Богородская игрушка;
• Используя народные игры, загадки воспитывать интерес к русскому фольклору.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность ФКЦМ и РК в старшей группе, Тема: „Кто он Михайло Потапович“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Материалы к занятию:
• Коробка, богородская игрушка «Медведь», мешочек с мелкими игрушками: (медведь, репа, колосок, дед или мужик).
Предварительная работа:
• Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»;
• Рассматривание иллюстраций В. Чижикова к книге «Мужик и медведь»;
• Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Медведь-липовая нога»;
• Разучивание русской народной игры «Редя, редя. Кто тебя посадил?».
Ход занятия
Занятие проходит в групповой комнате. Дети сидят полукругом на ковре.
1. Игра «Кто в коробке сидит?» (приложение).
В конце игры, воспитатель спрашивает, к каким народным промыслам относится эта игрушка. Если дети не вспоминают, напоминает, что игрушка, которая лежала в коробке называется Богородская.
2. Беседа о медведе.
1. Медведь, это домашнее или дикое животное?
2. Почему вы так считаете?
3. Чем питается медведь?
4. Как называется его жилище?
3. Рассказ воспитателя:
На Руси медведей считали священным животным, тотемическим существом, или существом от которых пошёл род человеческий. Потому и называли медведей: дедом, отцом. Так же называли матерью, бабушкой, старухой, царем зверей. Давали медведям человеческие имена Михаил Иваныч, Потапыч, Топтыгин, Матрена, Аксинья, Лесной воевода. Родство с человеком объясняется схожестью его в том, что медведь ходит на задних лапах, имеет сходные с человеком глаза, его любимая еда, как у человека, мёд. Вслушайтесь в слово «Медведь». Оно произошло от двух слов «Мёд» и «Ведает», т. е. «Знает». В старину почитали медведя, охотники не охотились на него, и убивали медведя, если только он сам нападал на человека, а человек не мог его прогнать. Шерстью медведя окуривают больных от испуга, от температуры, лихорадки. Салом натираются от обморожений, мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. При встрече с медведем, чтобы он не тронул, прикидываются мертвым.
4. Физкультминутка: «Пчёлы»
Пчёлы летят
И жужжат, жужжат.
Летели, летели,
Ребятам на нос сели.
Ж-ж-ж-ж-ж…
Медленно взмахивают кистями рук.
Вращают перед собой указательными пальцами.
Быстро машут кистями рук.
Воспитатель хлопает в ладоши, дети должны быстро показать на нос.
(следующий раз можно сказать на щёки, на уши, локоть и т. д.)
5. Дидактическая игра «Живые загадки» :
Воспитатель: У меня есть чудесный мешочек с отгадками, на загадки, которые я вам загадаю. Как отгадаете загадку, так рядом со мной появится отгадка (приложение).Если дети отгадывают загадку воспитатель достаёт из мешочка отгадку- игрушку.
Воспитатель: В моём мешочке есть ещё один герой из сказки. Это Мужик.
Как вы думаете, какую знакомую сказку мы можем рассказать при помощи этих игрушек?
6. Беседа по сказке «Мужик и медведь»
1. Для чего мужик поехал в лес?
2. Кто пришёл к нему на пашню?
3. Что он хотел?
4. Как разделили медведь и мужик репу?
5. Рад ли был медведь?
6. Почему?
7. Что они посадили на следующий год?
8. Чем же закончилась сказка?
9. Какой по характеру медведь в сказке?
10. Почему вы так считаете?
11. Как вы думаете, если бы мужик поделился репой с медведем, как бы закончилась сказка?
7. Народная игра «Редя, редя. Кто тебя посадил?» (приложение).
Итог: Сегодня на занятии мы узнали, что медведя на Руси считали священным животным. Узнали, что медведь был тотемическим существом, т. е. существом, по поверьям людей живших на Руси, от которого пошёл род человеческий. Вспомнили русскую народную сказку «Мужик и медведь». Поиграли в народные игры.
После занятия дети играют в игры драматизации с мелкими игрушками.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Игра «Кто в коробке сидит?»
У воспитателя в коробке лежит Богородская игрушка - медведь. При помощи наводящих вопросов к воспитателю дети должны отгадать, какая игрушка в коробке.
Русская народная игра «Редя, редя. Кто тебя посадил?»
Дети стоят в кругу, внутри которого стоит Дедка (или «Бабка», За ним стоит «редька»(ребёнок). Дети поют песню и выполняют соответствующие движения. Водящий, ходит вокруг детей.
Редя, редя! Кто тебя посадил?
Поливанова жена.
При дорожке жила,
Редю саживала, угораживала,
От мороза укрывала, от солнышка поливала.
Водящий обращается к «деду» с вопросом:
«Дедка, дедка, поспела редька?»
Если «дед» отвечает, что поспела, то водящий бежит её «тащить», догонять (по принципу игры «Кошки, мышки»). Если дед отвечает, что не поспела, что надо поливать, полоть, то дети исполняют песенку ещё раз.