Лучший педагог года

Конспект занятия с тряпичными народными куклами

Светлана Сорокина
Конспект занятия с тряпичными народными куклами
▼ Скачать + Заказать документы

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская

Цель: формировать познавательную активность детей на основе различных видов деятельности и области знаний.

Задачи:

1. Воспитательный аспект:

- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;

- воспитывать интерес к русским культурным традициям;

- воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

2. Развивающий аспект:

- развивать сенсорное восприятие детей;

- развивать моторику;

- развивать координацию движений с речью.

Публикация «Конспект занятия с тряпичными народными куклами» размещена в разделах

3. Образовательный аспект:

- расширить знания детей о народных кукол, народных праздниках;

- учить мастерить куклу «Санница»;

- формировать умение сравнивать, опираясь на наглядность.

Планируемые результаты: дети смогут выражать положительные эмоции при взаимодействии с куклами, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.

Материал и оборудование: картинка птицы – сорока, письмо, куклы (Веснянка, Кубышка – Травница, Кукла Зерновушка, мешочки с лекарственными травами (мята, ромашка, тысячелистник, мешочки с зерном, иллюстрации к народном праздникам, технологическая карта изготовления куклы Санница, платки, куклы.

Содержание совместной организованной деятельности воспитателя и детей.

Воспитатель.

– Ребята, подойдите ко мне. Давайте посмотрим в окно.

– Какое сейчас время года за окном? (Зима.) Какой месяц? (Январь.) Какие признаки характерны для декабря? Какие народные приметы вы знаете про декабрь?

Дети.

- Январь – второй зимний месяц. В народе январь называют «лютень». «Месяц январь – зимы государь», - так народ говорит.

- В январе сугробы высокие. Мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе много веселых забав: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снежками. Солнце в январе поднимается все выше и начинает светить ярче.

- Трещит морозный январь, льды впросинь красит.

- Январь – середина зимы. С прибавкой света и холода прибавилось. Впереди еще и жгучие холода, и седые вьюги, но отходит уже пора тусклых, коротких дней. Солнце повернуло на лето – это ль не радость! «Новый год к весне поворот», - говорили люди.

- Январь – году начало, зиме середка.

- С января солнце на лето поворачивает, а зима на мороз.

- Морозный январь – урожайный год.

Воспитатель.

- Ребята, по январю определяли и лето – если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий. Интересную особенность этого зимнего месяца заметили наши предки: подряд холодные январи практически не повторяются. Январь этого года будет суровым, если в прошлом году был теплым и, наоборот. Январь – время не только самых сильных холодов, но и самых веселых праздников. Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение - с каждым из этих праздничных дней в народе связано множество примет и поверий.

- Посмотрите к нам прилетела сорока. А что всегда она приносит? (Известие.)

Вот и нам сорока принесла письмо. Прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам куклы Веснянка, Кубышка - Травница и Зерновушка. Давно вы к нам в гости не заходили. Соскучились по вам, подарки приготовили. Ждем вас с нетерпением.»

- Отправимся в гости? Запевайте песню русскую народную, хороводную.

Хоровод мы заведем

И про зимушку споем

Ой, зима, ой, зима

Стали белыми дома.

2. Воспитатель.

- Здравствуйте куколки. Ах, какие вы у нас необычные, обрядовые, игровые.

- Как зовут эту куклу? (Веснянка.) Что мы знаем о ней?

Дети.

-На Руси к приходу весны делали кукол Веснянка. Эта веселая, задорная кукла, которая несла радость в семьи. В старину таких кукол девушки дарили друг другу и желали всегда оставаться молодыми, жизнерадостными и счастливыми.

Воспитатель.

-Весна нам приносит много солнечного света, тепла. Какой витамин мы получаем, греясь на солнышке? (Витамин D.) Чем он полезен для нашего организма? (Он полезен для роста.) Куколка тоже дарит нам воспоминания о солнышке. Вспомним весеннюю закличку про него и согреемся лучами.

Выйди, выйди, солнышко

Под мое оконышко.

Будем греться вволю,

Словно травка в поле.

Спасибо тебе Веснянка за теплоту.

- Как зовут эту куклу? (Кубышка - травница). Кто нам про нее расскажет?

Дети.

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.

Воспитатель.

- Летом распускаются все цветы и растения. Вот и Кубышка – Травница нам приготовила мешочки с лекарственными травами. Давайте подышим ароматами лета, чтобы не болеть зимой.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель.

-Спасибо тебе Кубышка - Травница за подарок.

- А эта какая кукла? Как ее зовут? (Зерновушка).

Зерновушка - осенняя кукла. Что мы о ней знаем?

Дети.

-Кукла Зерновушка - это оберег на сытость и достаток в семье. Эту куколку дарили друг другу на праздники, связанные с урожаем.

Кукла обязательно наполнялась зерном, чтобы урожай был богатым.

-На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для выращивания на территории славян. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда

Воспитатель.

- Кукла – Зерновушка приготовила для вас мешочки. Давайте поиграем в игру «Угадай, что в мешочке?».

-Для начала рассмотрим зерна. Подойдите к столу.

- Найдите пшено. Пшено какое?

- Возьмите в руки рис. Какой он?

- Посмотрите, это гречка. Покатайте ее между пальчиками. Какая она?

- Ребята, наши пальчики трудились и немного заленились, устали. Разомнем пальчики.

- Как пшеничка в колоске,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И пшеницу рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираем все опять.

- Ребята, мой мешочек наполнен гречкой. Отгадайте на ощупь, чем наполнен ваш мешочек?

Воспитатель.

-Спасибо Зерновушка за подарок. Будем мы в мешочки играть и пальчики для письма разминать. Сложим все мешочки в корзинку и принесем с собой в сад.

- У каждого времени года своя кукла. Я думаю, что у наших кукол нет одной подружки. Как вы думаете какой? (Зимней куколки.)

- Как мы уже говорили, январь славится своими праздниками. Про некоторые из них я вам сейчас расскажу. Подойдем к доске.

3. (Воспитатель подводит детей к доске, где с помощью иллюстраций начинает рассказ.)

- 6 января. Рождественский Сочельник.

В Рождественский сочельник 6 января не полагалось принимать пищу до появления первой звезды на вечернем небе. Обязательно надо было готовить праздничное угощение и приводить в порядок одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном—приходить на пир в печальной одежде. Как только загорается первая звезда— значит, Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник. В канун Рождества обязательно колядовали — парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги.

- 7 января. Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Рождество все друг друга поздравляли с праздником. После службы в храме приступали к празднованию Рождества. Стол украшали выпеченными фигурками животных, украшениями из колосьев. Верили, что изобильный стол обеспечит достаток в семье в наступающем году. В день Рождества все славили Христа - ходили по дворам небольшими группами и в главе каждой группы несли Вифлеемскую звезду.

- святочное ряженье.

Святки – зимние народные гуляния от Рождества до Крещения. На Святки парни и девушки обычно наряжались в маски. Ряженые ходили по домам, разыгрывали сценки, шутки, пели святочные песни. Важное место в святочных обрядах занимали девичьи гадания.

- 13 января – встреча Нового года, Васильев вечер.

Вот и новогодний, щедрый, как говорили в старину, Васильев вечер. Крестьянские семьи усаживались за богатым столом, одевались красиво и во все новое, дарили подарки. Жилище украшали зелеными ветками елки. Елка – не просто украшение, а еще символ жизни, здоровья и благополучия. Повсеместно на Новогодье ходили ряженые, а хозяева благодарили их печеньем и пирогами.

- 19 января Крещение Господне.

Этот праздник установлен в память о крещении Христа Иоанном Крестителем. В день Крещения из храма к проруби отправлялся крестный ход. Священник три раза опускал в прорубь крест. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой. Люди умывались водой, обливали ею друг друга, а некоторые прыгали в прорубь и окунались три раза с головой. Святая вода почиталась целебной, способной защитить человека от болезней. Крещение воспринималось как день, приносящий счастье.

- На Руси праздники праздновали очень весело. Праздник приближается, зима с гор катается.

По обычаю в эти дни проходили гулянья, на которых обкатывали сани, устраивались катания и гонки. Издавна считалось, что слетят с души все заботы и тягости, если промчишься с горки на санках. Всей деревней, стар и млад собирались на пригорке, чтобы посмотреть на парней, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку и силу. Существовал также обычай дарить друг другу маленькие расписные сани. Детям санки дарились с куклами, которых называли Санницами. Дети катали куклу Санницу с горки и смотрели, как далеко она уедет. Чем дальше уезжала кукла Санница на своих саночках, тем богаче урожай будет.

4. Воспитатель.

- Предлагаю нам всем вместе продолжить изготовление зимней куколки Санницы.

Для начала рассмотрим технологическую карту изготовления куклы.

- Что мы сделали? (руки, валенки, ножки, варежки).

- Что нам надо доделать? (завязать платочки)

Сядем за столы, возьмем заготовку куколки, которую мы уже с вами сделали, возьмем платки, нитки и приступим к работе.

(Выполняя работу воспитатель вместе с детьми читает стихотворение про куколку.)

- В старину люди, когда занимались любимым делом, пели песни, читали стихотворения. Вспомним стихотворение про куколку.

Ах ты, куколка моя!

Ах ты, умница моя!

Прародительница,

Берегинюшка моя.

С лоскутков, сучков

И лыка соберу.

Сшить наряд иглой тебе

Я никому не разрешу.

Чтоб была бы

Очень счастлива семья,

Чтобы в доме были

Хлеб, соль и вода.

Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой сбереги.

5. Какие у всех красивые получились куколки. Вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. Одну мы поселим к нашим куколкам. Живите дружно. Пора нам прощаться с дружной семьей кукол и возвращаться в детский сад. До свидания, куколки. Запеваем нашу песенку походную, хороводную.

Хоровод мы заведем

И про зимушку споем

Ой, зима, ой, зима

Стали белыми дома.

Мы налепим все снежки

И мы наденем валенки

Ни больши, ни маленьки

Шубки да ушанки

И с горы на санках.

6. Вот и вернулись мы из гостей. Ребята, если вам понравилось наше путешествие – улыбнитесь друг другу и мне. Возьмем своих кукол на прогулку и покатаемся все вместе на санках.

Публикации по теме:

Ознакомление с профессией «Повар». ФотоотчётОзнакомление с профессией «Повар». Фотоотчёт Цель: Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Виды детской деятельности: Игровая, продуктивная, коммуникативная,.

Примерная циклограмма образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Первая половина дня Вторая половина дня Утро Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики). Совместная деятельность: – игровая;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с тряпичными народными куклами
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 18:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с тряпичными народными куклами» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД