Светлана Жемкова
Некоторые приемы организации совместной образовательной деятельности детей и воспитателя в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые приемы организации совместной образовательной деятельности детей и воспитателя в детском саду.
Второй год дошкольные образовательные учреждения России работают в режиме внедрения «Федеральных государственных образовательных требований». ФГТ – представляют нормы и положения, обязательные при реализации всеми образовательными учреждениями России основной общеобразовательной программы дошкольного образования и по факту являющимися его стандартом. В центре требований - содержание и механизм реализации основной образовательной программы обучения и воспитания дошкольников. Основополагающий принцип взаимодействия и взаимосвязи компонентов, заложенных в ООП, - это принцип интеграции образовательных областей. Сотрудникам ДОУ давно и хорошо известна технология организации интегрированной образовательной деятельности и многие дошкольные образовательные учреждения используют ее в практике обучения и воспитания. Сегодня ФГТ есть нормативный документ, который предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса во всей системе дошкольного образования. В качестве самого важного механизма реализации всех образовательных задач выступает игра.
Публикация «Некоторые приемы организации совместной образовательной деятельности детей и воспитателя в детском саду» размещена в разделах
Таким образом, акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Мы обратили внимание на одну из важнейших моделей организации образовательного процесса дошкольников - на совместную деятельность взрослого и детей. Она включает деятельность двух и более участников педагогического процесса (взрослых и воспитанников в различной конструкции) по решению образовательных задач на одном образовательном пространстве и в одно и то же время. Деятельность эта отличается наличием равноправной позиции взрослого и ребенка, партнерской формой организации. Она предполагает индивидуальную, групповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Реализуя ФГТ во второй младшей группе МБДОУ г. Выкса детский сад № 6 "Ладушки" (возраст детей от 3,5 до 4 лет, воспитатель С. А. Жемкова (педагогический стаж - 32 года) особое значение придает начальному периоду нахождения ребенка в детском саду для организации совместной деятельности детей и взрослых.
Нами были выбраны две образовательные области «Художественное творчество» и «Коммуникация». Образовательная область «Художественное творчество» [2, 113] объединяет в себе всем хорошо знакомые виды продуктивной деятельности детей : рисование, лепку, аппликацию, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Образовательная область «Коммуникация» [2, 108] – нацелена не только и не столько на развитие речи, сколько на формирование умения общаться.
Так, например, тема совместной образовательной деятельности воспитателя и детей «Узор в круге».
Цель: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие воспитанников.
Реализация образовательной деятельности потребовала включение в нее игровых, коммуникативных, продуктивных видов.
В качестве материалов и оборудования мы использовали:
куклу; вязаные шапочки, шарфик и коврик; выставку вязаных изделий, изготовленных мамами и бабушками ребят; фонограммы песен: «Самая хорошая» (слова О. Фадеевой, музыка И. Иванникова). «Мама» (слова А. И. Пилецкой, музыка Д. А. Трубачева и В. Н. Трубачевой); вырезанные из цветной бумаги разноцветные фигуры (по 3 треугольника и по 3 квадрата на каждого ребенка); круги, вырезанные из белой бумаги по числу детей в группе; клей; кисти; салфетки.
Каждый вид представленной совместной деятельности детей и взрослых по теме выполняет свою роль. В игровой и коммуникативной деятельности используются элементы театрализации: В гости к детям приходит кукла Катя.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие красивые вязанные шапочка и шарфик у Кати. Расскажи, пожалуйста, кто тебе связал эти вещи?
Кукла Катя: - Шапочку и шарфик мне связала бабушка, она такая умелая, аккуратная, я её очень люблю.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку вязаных вещей, представленных в группе. Ребята рассматривают изделия.
Воспитатель : Найдите вещи, которые сделали ваши мамы и бабушки.
Дети находят вещи, показывают кукле Кате, рассказывают о своих мамах и бабушках. Затем дети переходят к столу, на котором лежит вязаный коврик, "оценивают" его и "уточняют", какие узоры расположены на коврике. Находят круги, квадраты, треугольники.
В продуктивной и коммуникативной деятельности детей используем аппликацию "Узор в круге". Воспитатель показывает детям белые круги, вырезанные из бумаги, и обращается к детям : - Посмотрите на эти круги. Какие они? Дети выбирают для характеристики белого круга те слова, что им больше нравятся: грустные, невеселые, неинтересные, пустые и т. п.
Воспитатель : Как вы думаете, что надо сделать, что бы круги стали веселыми, интересными, красивыми, праздничными и т. п. ?
Дети высказывают свои предположения, как разложить на своем круге разноцветные фигурки так, чтобы они чередовались и находились на равном расстоянии друг от друга.
Воспитатель : Давайте сделаем круги красивыми, праздничными. Подумайте, как это сделать? Подойдите к столикам, где лежат разноцветные фигуры: треугольники и квадраты. Я уже украсила свой круг. Показывает готовую аппликацию, на которой по кругу чередуются треугольники и квадраты. Теперь каждый из вас поработает со своим кругом. Ваши работы вы подарите маме или бабушке на праздник.
Круги разложены на столиках вместе с наборами разноцветных фигур. Звучит музыка "Самая хорошая" (слова О. Фадеевой, музыка И. Иванникова). Воспитанникам предоставляется возможность свободного размещения, перемещения и общения между собой и воспитателем в процессе образовательной деятельности. Дети приклеивают детали на круг самостоятельно, советуясь друг с другом или воспитателем.
В процессе такой деятельности реализуются интегративные компоненты содержания дошкольного образования, направленные на художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие. Свободная деятельность детей реализуется в условиях предметно-развивающей образовательной среды, позволяющей каждому ребенку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Деятельность воспитанников в данном конкретном случае мы направляем в контексте сказанного выше на решение задач формирования эмоционального благополучия близких им людей – мам и бабушек.
Литература
Скоролупова О. А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ(2012). Приложение. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 160 с.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА- Синтез, 2012. – 336с.