Папки-передвижки

Некоторые особенности восприятия музыки дошкольниками

ОЛЬГА СТИОНОВА
Некоторые особенности восприятия музыки дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Стионова Елена Валерьевна

музыкальный руководитель

ГБОУ города Москвы

«Школа № 1411»

shannon1981@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Аннотация. Для активизации внимания детей при восприятии музыки необходимо целенаправленно использовать различные приёмы и методы. Это будет способствовать пониманию музыки, воспитанию активного слушателя.

Публикация «Некоторые особенности восприятия музыки дошкольниками» размещена в разделах

Ключевые слова: музыкальное восприятие, дети, внимание.

Музыкальное образование во все времена признавалось неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Методики музыкального воспитания, как известно, не стоят на месте и регулярно развиваются, пересматриваются. Этим обстоятельством объясняются поиски новых методов и путей обучения детей, обеспечение их эффективности и соответствия основам развивающего обучения. Одной из наиболее актуальных проблем музыкального воспитания и образования признается проблема активизации внимания при восприятии музыки.

Важнейшим направлением, способствующим активизации внимания дошкольников при восприятии музыки, признается разнообразие используемых педагогом на занятиях приемов и средств обучения. Для этого хорошо подходит создание игровых ситуаций, использование активных форм обучения, использование приемов наглядного изображения высоты звуков (движением руки или указки) и т. д. Все эти способы облегчают задачу педагога по активизации внимание детей.

Восприятие и внимание смело можно назвать единством эмоционального и рационального образования мышления. Будущему слушателю музыки они призваны обеспечить ее понимание «и умом, и сердцем». Поэтому перед музыкальным руководителем стоит непростая задача, связанная с обучением дошкольников на занятиях соответствующим навыкам.

Проблема воспитания активного слушателя – многолетняя проблема музыкальной педагогики. Поэтому развитие внимания на музыкальных занятиях - важнейшее условие приобщения дошкольников к музыкальному искусству.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений, из-за чего образные представления и приобретают характер. Всё, чем занимается ребёнок, должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе дело не доходит до результата и деятельность быстро прекращается. Как неоднократно упоминалось в литературе по проблеме дошкольного детства : «Самый короткий путь для того, чтобы заинтересовать ребёнка дошкольника, эмоционально его раскрыть, обучить чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство».

Огромными возможностями в гармонизации, обогащении и развитии эмоциональной сферы обладает музыка. «Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. Получая способность благодаря музыке эмоционально отзываться на музыку, человек становится эмоционально богаче, что незамедлительно обогащает культуру общения»,- писал Борис Асафьев.

Музыкальное восприятие – неотъемлемая составляющая музыкальной культуры. Музыкальное восприятие можно назвать апогеем музыкальной культуры личности. Изучение музыкального восприятия позволяет утверждать что его формирование происходит в результате сложной эмоциональной деятельности сознания слушателя, которая направлена на постижение содержания музыкального произведения, взаимосвязи с его формальной структурой1.

Развитие музыкального восприятия у дошкольников возможно только при условии грамотного подбора со стороны педагога музыкального материала, правильной организации процесса обучения, правильного подбора методов и форм работы с дошкольниками.

1 Котова, Д. М. Развитие эмоционального восприятия музыкальной формы младшими школьниками на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема / Д. М. Котова // Культура, искусство, образование в современном мире: вопросы теории и практики. Москва, 2019. С. 263-265.

Музыкальный руководитель для дошкольника должен быть помощником, который поможет ребенку найти индивидуальное отношение к музыкальному произведению, будет одобрять и понимать любые варианты «слушания» новой музыки2. Процесс восприятия музыкального произведения дошкольником находится в непосредственной зависимости от целого ряда факторов: общего и музыкального развития, индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, интересов, жизненного опыта, способностей высшей нервной деятельности, социального окружения (телевидение, радио, посещение концертов, домашняя обстановка, установки самого ребенка на музыкальное восприятие.

Эффективность развития на занятиях по музыке музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, как правило, определяется применением музыкальным руководителем соответствующих методов обучения.

По источнику получения знаний методы бывают наглядные словесные, практические.

Словесный метод помогает в максимально оперативные сроки поставить проблемы, передать большой объем информации, показать пути их решения поставленных проблем и, соответственно, сделать выводы.

Слово способствует активизации и тренировке воображения, памяти, чувств младших школьников3.

2 Петрова, С. С. Влияния игры на развитие внимания дошкольников / С. С. Петрова // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 246-249

В. В. Медушевский в своих научных исследованиях неоднократно подчеркивал, что в музыкальной беседе слово должно выступать в качестве некого откровения, вызывающего у ребенка яркое эмоциональное отношение к чему-либо. Правильно подобранно слово способно активизировать восприятие ребенка, будет обеспечивать адекватное понимание музыки дошкольником.

Наглядный метод (также его называют наглядно-изобразительный или наглядно-слуховой) состоит в создании у детей наглядных представлений в виде образа изучаемого объекта или действия, предназначенных для активизации восприятия, а также развития знаний, навыков, умений. Принимая во внимание звуковую природу музыкального искусства, на музыкальных занятиях наглядно-слуховой метод весьма распространен. Он заключается в демонстрации музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием видеозаписей, аудиозаписей. Это помогает младшим школьникам познакомиться с

тембрами различных инструментов4 .

Для активизации музыкального восприятия детей гораздо эффективнее оказывается «живое» исполнение музыки преподавателем. Первоочередное условие – профессиональное, талантливое и грамотное исполнение музыки5.

3 Котова, Д. М. Развитие эмоционального восприятия музыкальной формы младшими школьниками на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема / Д. М. Котова // Культура, искусство, образование в современном мире: вопросы теории и практики. Москва, 2019. С. 263-265.

4 Котова, Д. М. Развитие эмоционального восприятия музыкальной формы младшими школьниками на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема / Д. М. Котова // Культура, искусство, образование в современном мире: вопросы теории и практики. Москва, 2019. С. 263-265.

5 Максимова, Р. Е. Развитие внимания младших школьников в условиях перехода на ФГОС НОО / Р. Е. Максимова // Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях. 2018. С. 207-209

На музыкальных занятиях широко применяется и наглядно- изобразительный метод. В случае удачного подбора иллюстраций к музыкальным произведениям наблюдается благотворное влияние на процесс музыкального восприятия. Рисунки детей о музыке и под музыку в целом осуществляют аналогичное воздействие.

Развитию музыкального восприятия благоприятствует активность детей. Притом не только слуховая, но и моторно-двигательная, а также зрительная. Вокализации отведено особое место среди действий, посредством которых ребенок может отразить воспринимаемую музыку6. Сюда же можно отнести игру на детских музыкальных инструментах, а также пластическое интонирование. Все вышеперечисленные средства способствуют эмоциональной чувствительности музыки, помогают детям точнее понять замысел композитора.

Все вышеперечисленные средства способствуют эмоциональной чувствительности музыки, помогают детям точнее понять замысел композитора. Для развития музыкального восприятия особую ценность имеет исполнение музыки самими учениками : пропевание отдельных тем- мелодий, хоровое пение, музицирование, вокализация, пластическое интонирование, дирижирование.

Развитию музыкального внимания дошкольников идеально помогают игровые ситуации. Как правило, музыкальные руководители достаточно часто применяют их в работе. Игровые ситуации заметно облегчают процесс организации и проведения песенного творчества, драматизации, инсценировки7.

Так, можно раздать детям куклы с просьбой уложить их спать путем напевания колыбельных. Играя в зайцев и охотников, одна

6 Котова, Д. М. Развитие эмоционального восприятия музыкальной формы младшими школьниками на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема / Д. М. Котова // Культура, искусство, образование в современном мире: вопросы теории и практики. Москва, 2019. С. 263-265.

часть ребят изображает решительных, смелых охотников, а другая - крадущихся зайцев. Игровые ситуации способствуют развитию интереса детей к музыке, предупреждают переутомление и эмоциональную разрядку. Таким образом, задача музыкального руководителя заключается не в конечных выводах, а в процессе движения детей к ним. Грамотный педагог не идет «мимо произведения», не превращает беседу в простой разговор, а привлекает внимание ребят к выразительным средствам, деталям, помогая раскрыть своеобразие содержания музыки, ее уникальность и неповторимость.

В условиях выразительного исполнения эпизодов музыкального произведения, педагог помогает дошкольникам находить яркие эпитеты, точные и поэтические характеристики образов, жизненные аналогии, сравнения. Вызывая у детей активное восприятие музыки и неподдельный интерес, усиливая их внимание, педагог создает условия, необходимые для «общения» с композитором.

В заключение проведенного обзора можно сделать следующие выводы:

1. Сочетание наглядно-слуховых и словесных методов – важнейшее требование развития у детей вокально-хоровых навыков, навыков музыкально- ритмических движений, приемов игры на детских музыкальных инструментах.

2. При восприятии детьми музыкальных произведений наблюдается следующее:

- развиваются такие психические процессы - воображение, мышление, память, слух;

- эмоциональный опыт детей заметно обогащается;

- дети приобретают знания о музыке, учатся анализировать музыкальные произведения, формируется эстетический вкус и расширяется музыкальный кругозор.

3. Организация восприятия музыки способствует обогащению эмоционального опыта дошкольников.

4. Восприятие музыки способствует формированию творческой, активной, всесторонне развитой личности ребенка, развитию её творческих способностей.

Музыкальный руководитель на протяжении всего периода должен грамотно и искусно использовать разнообразные приемы и методы активизации внимания для обеспечения восприятия музыки.

Публикации по теме:

«В мире музыки!» (фотоотчет)«В мире музыки!» (фотоотчет) Стояли всю неделю сильные морозы, но мы не унывали, нам было жарко, потому что посвятили ее музыке. Влияние музыки в развитии творческой.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группеКонспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группе Ко дню рождения композитора Л. В. Бетховена Программные задачи: развивать эмоциональную отзывчивость у воспитанников на музыку грустного.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «В мире музыки Бетховена» Программные задачи: развивать стремление к самовыражению в процессе восприятия музыки и элементарного музицирования, формировать умения.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект занятия в старшей группе «Вода растворяет некоторые вещества»Конспект занятия в старшей группе «Вода растворяет некоторые вещества» Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Задачи: 1. Познакомить с.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Некоторые особенности восприятия музыки дошкольниками
Опубликовано: 20 августа 2024 в 10:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Некоторые особенности восприятия музыки дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА СТИОНОВА (УИ 3172991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД