Ирина Щербань
Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ
В этой статье я хотела отразить свой личный опыт работы с детьми ОВЗ и свои выводы, которые мне удалось сделать за два года. Я – музыкальный руководитель, педагог практик, поэтому моя статья будет интересна таким же педагогам, как я.
Публикация «Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В каждой физиологической группе есть ребёнок, который относится к группе детей с ОВЗ, а то и несколько таких детей. Даже, если диагноз не стоит, то отклонения от нормы опытный педагог видит сразу. Я совершенно не представляла, что с такими детьми делать. Как многие педагоги, которые впервые сталкиваются с такой задачей, я по началу пыталась не замечать этих детей, потом была попытка отделить такого ребёнка от группы. Не заниматься с ним одновременно с группой детей на фронтальных занятиях, а заниматься с ним индивидуально. Но позже пришло понимание, что в группе обучение эффективнее.
Так получилось, что у меня появилась сначала одна группа, полностью состоящая из детей с ОВЗ, с различными нозологиями. А потом и вторая. В настоящее время под моим руководством 4 группы детей с ОВЗ. Одна из них – это дети с РАС (расстройства аутистического спектра).
Я приступила к работе и попыталась вести занятия так же, как и со здоровыми детьми. По мере того, как шло время, стало понятно, что подход менять необходимо и мне категорически не хватает знаний. Поэтому решение пойти учиться на курсы пришло само собой. Теперь у меня есть знания по дефектологии.
Итак, я познакомлю вас с основными выводами, которые мне удалось сделать за время работы.
1. Большинство детей в группах детей с ОВЗ не говорящие. Часть детей в добавление к этому (в моих группах) другой национальности и имеются большие трудности в общении с такими детьми. Я пришла к выводу, что много песенного материала брать бессмысленно. Много песенного материала не позволяет качественно проработать речевую составляющую песен. Необходим небольшой репертуар, который будет повторяться через определённые промежутки времени. В репертуар хорошо брать песни общего содержания, которые будут уместны на любом празднике, например, про детский сад, про дружбу, про маму, про семью.
В начале работы (в младшей и средней возрастной категории) необходимо брать песни короткие, простые по содержанию в которых есть припев на ля-ля-ля, мяу-мяу-мяу, гав—гав или другие слоги. И не надо пугаться, если вдруг на первом утреннике дети группы ОВЗ ничего не споют. Такое тоже бывает, потому что для детей с ОВЗ трудно даётся выступление на публике, даже если эта публика – собственные родители. В этом случае желательно, чтобы педагоги и специалисты группы (обычно есть логопед и дефектолог) пели песенку вместе с музыкальным руководителем.
Постепенно можно репертуар усложнять и расширять. Но при этом желательно вспоминать «старые» песенки время от времени. С некоторыми группами приходится довольно долго пользоваться репертуаром для младшего дошкольного возраста. Это нужно принять как данность.
2. Дети с особенностями развития с интересом реагируют на музыкальные инструменты. Даже при самых сложных патологиях, дети с удовольствием играют на шумовых детских инструментах или держат эти инструменты в руках, разглядывают их. Вывод: необходимо иметь расширенную, разнообразную базу детских шумовых инструментов (ложки, треугольники (замечу, что детям с расстройством аутистического спектра особенно нравятся звенящие металлические музыкальные инструменты, барабаны, тамбурины, маракасы, металлофоны, свистульки, и пр.
3. Двигательной активности на музыкальных занятиях должно быть много. При чём это должны быть, как упражнения на активизацию движения, так и на торможение. Часто в группе находятся как расторможенные дети, так и дети с заторможенным восприятием. На практике стараюсь воплотить принцип: начало, середина и конец занятия – это двигательная активность: либо танец, либо музыкальная игра, либо упражнение.
4. Очень часто ввожу на занятия игрушку - посредника: зайчик, собачка, кукла. Кто владеет программой И. М. Каплуновой «Ладушки», хорошо понимает о чём речь. Хотя я не раз сталкивалась с сопротивлением некоторых педагогов, которые выражали свои сомнения по поводу того, что «эти дети ничего не понимают», но моя уверенность, что игрушка, как и раньше играет большую положительную роль в восприятии информации такими детьми, за эти два года только крепнет. Исключением являются дети с РАС.
5. Под большим вопросом необходимость чётко выдерживать хронометраж занятия с детьми с ОВЗ, т. к. дети эти очень зависимы от погодных изменений и перепадов собственного настроения. Бывает, что занятие проходит на подъёме и у детей много сил для занятий, глазки блестят и многое удаётся. А бывает, что занятие совсем короткое, т. к. не удаётся добиться концентрации внимания даже от самых уравновешенных детей. В этом случае педагогу стоит сократить время занятия, перенести его на другой день или заняться тем, чем хотят позаниматься в данный момент дети.
6. Особенности и недостатки мыслительной деятельности так же сказываются на рабочем процессе. Так детям с ОВЗ и УО (умственной отсталостью) нужно значительно больше времени для запоминания текстов и движений, поэтому целесообразно к утреннику начинать подготовку минимум за 2-3 месяца. Такие объёмные утренники как 23 февраля и 8 марта, которые стоят в календаре очень близко не получится качественно подготовить, поэтому целесообразно 23 февраля провести в виде спортивного развлечения без песен и стихов, а готовиться к 8 марта. Есть ещё вариант: можно объединить два праздника вместе и провести их в один день.
7. Когда дети приходят к возрасту 6-7 лет у некоторых детей начинается период ярко выраженного негативизма. Ребёнок, который недавно всё выполнял, пел, танцевал и играл на музыкальном инструменте вдруг начинает отказываться от любой деятельности на занятиях. Это может быть вызвано разными причинами: усугубление болезни, плохое настроение, проблемы в семье, метеозависимость, смена педагога в группе или изменения в семье (появление братика, сестрички, развод родителей). В этих случаях не стоит чрезмерно настаивать на вовлечение такого ребёнка в деятельность. Этот период проходит сам через 2-3 месяца. Большая часть таких детей может спокойно наблюдать за другими детьми, а потом со временем они включаются в деятельность. Ещё очень важный момент: нужно поговорить с родителями и выяснить как проводит время ребёнок. Не сидит ли он часто за компьютером. Мои наблюдения показывают, что дети часто и много проводящие время за компьютером или телефоном перестают интересоваться живой реальностью и вовлечь их в деятельность очень сложно.
Работа с детьми с РАС особенно специфична.
Дети с РАС не говорят, не реагируют на речь, не отзываются и не реагируют на звук своего имени.
Кажется, что не может быть и речи о музыкальном воспитании. Но это только на первый взгляд. Не буду долго рассказывать, как проходили первые занятия.
Итак, перейду к выводам, к которым я пришла, анализируя свою педагогическую деятельность за один год работы с такими детьми.
Так как дети с РАС - это не говорящие дети, то песни разучивать с ними бесполезно, но это не значит, что их не должно быть. Такие дети очень внимательно слушают живое пение педагога. Бывало так, что дети приходят на занятие заведомо в возбуждённом состоянии, но потом, когда слышат спокойную песенку или колыбельную успокаиваются и прислушиваются, удаётся привлечь их внимание и удерживать его некоторое время.
Двигательная активность этим детям тоже необходима. В этом случае желательно, чтобы каждого ребёнка держал за руку взрослый, т. к. в паре работа происходит эффективнее. Даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает – это ошибка. Так же хорошо танцевать в кругу. Можно выполнять приседания («пружинка», выставление ножки на пятку, схождение в центр круга, расхождение. Полезны упражнение со сменой темпа (быстро-медленно-быстро-медленно, маршировка. Заканчивать лучше спокойной музыкой, так как дети с РАС быстро перевозбуждаются.
Особенный интерес такие дети проявляют к детским шумовым инструментам. Это самая большая часть моего занятия. Обычно мы берём игру на нескольких инструментах, например, в начале занятия играем на ложках, в середине на треугольниках, в конце на барабанах.