Папки-передвижки

Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ

Ирина Щербань
Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ

В этой статье я хотела отразить свой личный опыт работы с детьми ОВЗ и свои выводы, которые мне удалось сделать за два года. Я – музыкальный руководитель, педагог практик, поэтому моя статья будет интересна таким же педагогам, как я.

Публикация «Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ» размещена в разделах

В каждой физиологической группе есть ребёнок, который относится к группе детей с ОВЗ, а то и несколько таких детей. Даже, если диагноз не стоит, то отклонения от нормы опытный педагог видит сразу. Я совершенно не представляла, что с такими детьми делать. Как многие педагоги, которые впервые сталкиваются с такой задачей, я по началу пыталась не замечать этих детей, потом была попытка отделить такого ребёнка от группы. Не заниматься с ним одновременно с группой детей на фронтальных занятиях, а заниматься с ним индивидуально. Но позже пришло понимание, что в группе обучение эффективнее.

Так получилось, что у меня появилась сначала одна группа, полностью состоящая из детей с ОВЗ, с различными нозологиями. А потом и вторая. В настоящее время под моим руководством 4 группы детей с ОВЗ. Одна из них – это дети с РАС (расстройства аутистического спектра).

Я приступила к работе и попыталась вести занятия так же, как и со здоровыми детьми. По мере того, как шло время, стало понятно, что подход менять необходимо и мне категорически не хватает знаний. Поэтому решение пойти учиться на курсы пришло само собой. Теперь у меня есть знания по дефектологии.

Итак, я познакомлю вас с основными выводами, которые мне удалось сделать за время работы.

1. Большинство детей в группах детей с ОВЗ не говорящие. Часть детей в добавление к этому (в моих группах) другой национальности и имеются большие трудности в общении с такими детьми. Я пришла к выводу, что много песенного материала брать бессмысленно. Много песенного материала не позволяет качественно проработать речевую составляющую песен. Необходим небольшой репертуар, который будет повторяться через определённые промежутки времени. В репертуар хорошо брать песни общего содержания, которые будут уместны на любом празднике, например, про детский сад, про дружбу, про маму, про семью.

В начале работы (в младшей и средней возрастной категории) необходимо брать песни короткие, простые по содержанию в которых есть припев на ля-ля-ля, мяу-мяу-мяу, гав—гав или другие слоги. И не надо пугаться, если вдруг на первом утреннике дети группы ОВЗ ничего не споют. Такое тоже бывает, потому что для детей с ОВЗ трудно даётся выступление на публике, даже если эта публика – собственные родители. В этом случае желательно, чтобы педагоги и специалисты группы (обычно есть логопед и дефектолог) пели песенку вместе с музыкальным руководителем.

Постепенно можно репертуар усложнять и расширять. Но при этом желательно вспоминать «старые» песенки время от времени. С некоторыми группами приходится довольно долго пользоваться репертуаром для младшего дошкольного возраста. Это нужно принять как данность.

2. Дети с особенностями развития с интересом реагируют на музыкальные инструменты. Даже при самых сложных патологиях, дети с удовольствием играют на шумовых детских инструментах или держат эти инструменты в руках, разглядывают их. Вывод: необходимо иметь расширенную, разнообразную базу детских шумовых инструментов (ложки, треугольники (замечу, что детям с расстройством аутистического спектра особенно нравятся звенящие металлические музыкальные инструменты, барабаны, тамбурины, маракасы, металлофоны, свистульки, и пр.

3. Двигательной активности на музыкальных занятиях должно быть много. При чём это должны быть, как упражнения на активизацию движения, так и на торможение. Часто в группе находятся как расторможенные дети, так и дети с заторможенным восприятием. На практике стараюсь воплотить принцип: начало, середина и конец занятия – это двигательная активность: либо танец, либо музыкальная игра, либо упражнение.

4. Очень часто ввожу на занятия игрушку - посредника: зайчик, собачка, кукла. Кто владеет программой И. М. Каплуновой «Ладушки», хорошо понимает о чём речь. Хотя я не раз сталкивалась с сопротивлением некоторых педагогов, которые выражали свои сомнения по поводу того, что «эти дети ничего не понимают», но моя уверенность, что игрушка, как и раньше играет большую положительную роль в восприятии информации такими детьми, за эти два года только крепнет. Исключением являются дети с РАС.

5. Под большим вопросом необходимость чётко выдерживать хронометраж занятия с детьми с ОВЗ, т. к. дети эти очень зависимы от погодных изменений и перепадов собственного настроения. Бывает, что занятие проходит на подъёме и у детей много сил для занятий, глазки блестят и многое удаётся. А бывает, что занятие совсем короткое, т. к. не удаётся добиться концентрации внимания даже от самых уравновешенных детей. В этом случае педагогу стоит сократить время занятия, перенести его на другой день или заняться тем, чем хотят позаниматься в данный момент дети.

6. Особенности и недостатки мыслительной деятельности так же сказываются на рабочем процессе. Так детям с ОВЗ и УО (умственной отсталостью) нужно значительно больше времени для запоминания текстов и движений, поэтому целесообразно к утреннику начинать подготовку минимум за 2-3 месяца. Такие объёмные утренники как 23 февраля и 8 марта, которые стоят в календаре очень близко не получится качественно подготовить, поэтому целесообразно 23 февраля провести в виде спортивного развлечения без песен и стихов, а готовиться к 8 марта. Есть ещё вариант: можно объединить два праздника вместе и провести их в один день.

7. Когда дети приходят к возрасту 6-7 лет у некоторых детей начинается период ярко выраженного негативизма. Ребёнок, который недавно всё выполнял, пел, танцевал и играл на музыкальном инструменте вдруг начинает отказываться от любой деятельности на занятиях. Это может быть вызвано разными причинами: усугубление болезни, плохое настроение, проблемы в семье, метеозависимость, смена педагога в группе или изменения в семье (появление братика, сестрички, развод родителей). В этих случаях не стоит чрезмерно настаивать на вовлечение такого ребёнка в деятельность. Этот период проходит сам через 2-3 месяца. Большая часть таких детей может спокойно наблюдать за другими детьми, а потом со временем они включаются в деятельность. Ещё очень важный момент: нужно поговорить с родителями и выяснить как проводит время ребёнок. Не сидит ли он часто за компьютером. Мои наблюдения показывают, что дети часто и много проводящие время за компьютером или телефоном перестают интересоваться живой реальностью и вовлечь их в деятельность очень сложно.

Работа с детьми с РАС особенно специфична.

Дети с РАС не говорят, не реагируют на речь, не отзываются и не реагируют на звук своего имени.

Кажется, что не может быть и речи о музыкальном воспитании. Но это только на первый взгляд. Не буду долго рассказывать, как проходили первые занятия.

Итак, перейду к выводам, к которым я пришла, анализируя свою педагогическую деятельность за один год работы с такими детьми.

Так как дети с РАС - это не говорящие дети, то песни разучивать с ними бесполезно, но это не значит, что их не должно быть. Такие дети очень внимательно слушают живое пение педагога. Бывало так, что дети приходят на занятие заведомо в возбуждённом состоянии, но потом, когда слышат спокойную песенку или колыбельную успокаиваются и прислушиваются, удаётся привлечь их внимание и удерживать его некоторое время.

Двигательная активность этим детям тоже необходима. В этом случае желательно, чтобы каждого ребёнка держал за руку взрослый, т. к. в паре работа происходит эффективнее. Даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает – это ошибка. Так же хорошо танцевать в кругу. Можно выполнять приседания («пружинка», выставление ножки на пятку, схождение в центр круга, расхождение. Полезны упражнение со сменой темпа (быстро-медленно-быстро-медленно, маршировка. Заканчивать лучше спокойной музыкой, так как дети с РАС быстро перевозбуждаются.

Особенный интерес такие дети проявляют к детским шумовым инструментам. Это самая большая часть моего занятия. Обычно мы берём игру на нескольких инструментах, например, в начале занятия играем на ложках, в середине на треугольниках, в конце на барабанах.

Публикации по теме:

Организация работы музыкального руководителя в дистанционном режиме в период пандемии Всем жителям России рекомендована самоизоляция, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекции и дистанционное обучение.

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Задачи М А Д О У на 2020 - 2021 уч. год. : 1. Сохранение и укрепление.

Годовой план работы музыкального руководителяГодовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2022-2023 учебный год Годовые задачи ДОУ на 2022-2023 учебный год 1. Валеологическое просвещение.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Методическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма на примере работы музыкального руководителяМетодическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма на примере работы музыкального руководителя Тема: «Соблюдаем ПДД – предупреждаем ДТП!» (из опыта работы) В нашем детском саду особое внимание уделяется формированию навыков безопасного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 июня 2024 в 13:14
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Некоторые особенности работы музыкального руководителя с группой детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щербань (УИ 1168626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД