Марина Апаназова
Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды
▼ Скачать + Заказать документы
I. Кинезиологическое направление
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить: память, внимание,речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
КИНЕЗИОЛОГИЯ — НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УКРЕПЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ СОЗДАТЬ НОВЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ И УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА.
Темочки:
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему не успешности.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.
«Прикладна я кинезиоло гия», ПК (англ. Applied Kinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году американским хиропрактиком Джорджем Гудхартом Возникнув из хиропрактики, прикладная кинезиология представляет собой метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (мышечного тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них. Прикладная кинезиология является разновидностью массажа.
Псевдонаучные методы диагностики и лечения, имеющие в своём названии слово «кинезиология», не следует смешивать с кинезиологией — наукой о движении живых существ, изучающей механику, физиологию и психологию движения.
Наука о механике движений человека. Большой вклад в биомеханику внёс крупный советский психофизиолог и физиолог Н. А. Бернштейн, его концепция «физиологии движений» составляет теоретическую основу этой науки. Кинезиология — потому что мы это делаем через движение и через восстановление движения.
Образовательная кинезиология.
Авторы данного направления — американские исследователи П. и Г. Деннисоны.
Они изучали, как мышечная система тела влияет на обучение новому и какие процессы происходят в это время в мозге человека. Образовательная — потому что мы обучаем человека новому способу поведения.
ОК — это не физическая культура. В упражнениях ОК, в отличие от физкультуры, пересекается средняя линия тела, выполняется несколько движений в четкой последовательности с многократным повторением и на скорость, либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи.
Образовательная кинезиология – метод, состоящий из ряда упражнений и занятий. Они помогают учиться чему-то новому через движение. С помощью ОК можно “прокачать” не только такие навыки, как чтение, письмо или счет, но освоить вообще любую новую деятельность. Таким образом, ОК повышает качество жизни.
В ОК существует ряд методов:
Метод «Гимнастика мозга» (П. Деннисон, Г. Деннисон) — направлен на взаимосвязь физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.. Пол и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий — левого и правого, каждое из которых — не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга (образовательная кинезиология, — это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения и развития друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.
Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на наши высшие когнитивные способности (способности к обучению).
Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
— Срединные упражнения (их 11) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: читать, писать, изучать, слушать, говорить;
— Энергизирующие упражнения (их 7) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: планирование, организация, структурирование.
— Углубляющие позитивное отношение упражнения (их 2) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: играть, работать, сотрудничать.
— Растягивающие упражнения (их 6) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: удерживать внимание, понимать, принимать участие.
Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы для обеспечения пространственной ориентации обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях : верх-низ, впереди-сзади, слева-справа].
Чтобы были видны результаты занятий, работа родителей должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для нее необходимо выделить определенное время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать ее как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя, учителя, родителя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-моторной координации. Для результативности кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия.
1. Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.
2. Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, в виде игры.
3. Педагог должен выполнять точно и правильно все упражнения.
4. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
5. Упражнения проводятся стоя, лежа или сидя за столами.
6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Должны предусматриваться усложнения.
7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Разберем несколько упражнений в системе «Гимнастики мозга», которые легко выполнить дошкольникам и младшим школьникам.
Упражнение «Мозговая шапочка», включает кратковременную память. Его полезно выполнять перед любыми выступлениями или выходами к доске.
Ребенок должен ухватиться за свои ушки так, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные спереди. Пусть помассирует ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.
И еще целый ряд дыхательных, глазодвигательных, телесных и релаксирующих упражнений.
Метод опоры на физические действия (Д. Ашер) — позволяет активизировать стимул интереса, идеала, осознания двигательной активности как компонента здорового образа жизни.
Коммуникативно-ориентированный метод (Р. П. Мильруд) — включает в себя необходимый принцип — аутентичность речи и знание поведения.
Метод активизации резервных возможностей (Г. Лозанов) — основан на суггестопедической системе, включающей резервные возможности человека в несознаваемой психической сфере.
Метод мышечного тестирования — служит для определения тонуса мышц, имеющих связи с определенными внутренними органами, позвонками и другими структурами.
Игровой метод — служит удовлетворению различных потребностей: в самопознании, в общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении.
В основе данных методов используются самые разные упражнения: речевые движения, пантомимика, кодированная речь и все двигательные действия, которые воздействуют на деятельность и поведение.
Упражнения ОК основываются на принципе сенсорных коррекций, которые попадают в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Они также дополняются факторами, которые помимо моторных команд влияют на ход движения.
II. Сенсорной интеграции
Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции
Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т. д.
Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры, а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.
Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.
Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.
Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики.
Нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.
1. Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, с водой и песком и т. д.
Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.
2. «Тяжелая работа»
Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.
3. Программы для сна:
Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:
аппараты, производящие звуки природы; аппараты белого шума; расслабляющая музыка; утяжеленные одеяла; физические нагрузки перед отходом ко сну; вибрирующие матрасы и подушки;
спальные мешки.
4. Вестибулярные движения
Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) :
крытые батуты; водные трамплины (бассейн или озеро); качели; раскачивающиеся игрушки; самокаты; скейты; ролики; шведская стенка; большие терапевтические мячи.
5. Ароматерапия
Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.
7. Массажеры, вибрирующие игрушки
Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка:
ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота); ротовые массажеры; массажные маты; детские вибрирующие стульчики; массажные кресла и раскладушки; вибрирующие зубные щётки.
8. Игры с туннелями и палатками
Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики, координации, тактильного опыта ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
Если потрясти тоннель, то можно улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
9. Проприоцептивная деятельность
Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.
Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать. Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.
III. Нейропсихологическое направление
Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга : восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.
Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Родителям обязательно нужно обратиться к нейропсихологу и получить практическую помощь, если замечены такие негативные проявления:
У ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.
Сниженная работоспособность малыша или подростка.
Дислексия, неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.
Нарушения речи.
Нарушения в сферах: моторики, сна, питания, координации.
Гиперактивность или заметная заторможенность.
Отсутствие контакта с родителями, слабое выражение эмоций.
Импульсивность, неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения, например, в начальной школе.
Нейропсихологические упражнения :
o развивают мозолистое тело мозга;
o повышают стрессоустойчивость;
o синхронизируют работу двух полушарий;
o улучшают мыслительную деятельность;
o укрепляют память, -
методики используют в комплексе. В каком порядке, как и когда заниматься, решает специалист.
Основные виды упражнений - их пять групп:
• дыхательные;
• глазодвигательные;
• направленные на то, чтобы развивать познавательные навыки;
• двигательные и растяжки;
• артикуляционные.
Дыхательные упражнения
Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.
В результате несовершеннолетний становится более усидчивым, не переживает.
Глазодвигательные занятия
Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от синкинезии – это рефлекторные движения глаз, возникающие при сокращении мышц какой-либо части тела, конечности.
Двигательные упражнения и растяжки
Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно. Можно использовать на тренировках определенные тренажеры – с учетом личности несовершеннолетнего, его особенностей.
Совершенствование познавательных навыков
Это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т. д.
Артикуляционные приемы
В первую очередь, этот блок направлен на улучшение произношения слов и предложений. Работа ведется с детьми, у которых выявили ЗРР и другие проблемы с речью.
Дети - это самое лучшее, что у нас есть. Так будем к ним внимательны и добры. Успехов всем, кто сейчас рядом с ребенком проживает с ним самые важные для него моменты жизни.