Получи документы

Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды

Марина Апаназова
Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды

I. Кинезиологическое направление

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить: память, внимание,речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

КИНЕЗИОЛОГИЯ — НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УКРЕПЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ СОЗДАТЬ НОВЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ И УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА.

Публикация «Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды» размещена в разделах

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему не успешности.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

«Прикладна я кинезиоло гия», ПК (англ. Applied Kinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году американским хиропрактиком Джорджем Гудхартом Возникнув из хиропрактики, прикладная кинезиология представляет собой метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (мышечного тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них. Прикладная кинезиология является разновидностью массажа.

Псевдонаучные методы диагностики и лечения, имеющие в своём названии слово «кинезиология», не следует смешивать с кинезиологией — наукой о движении живых существ, изучающей механику, физиологию и психологию движения.

Наука о механике движений человека. Большой вклад в биомеханику внёс крупный советский психофизиолог и физиолог Н. А. Бернштейн, его концепция «физиологии движений» составляет теоретическую основу этой науки. Кинезиология — потому что мы это делаем через движение и через восстановление движения.

Образовательная кинезиология.

Авторы данного направления — американские исследователи П. и Г. Деннисоны.

Они изучали, как мышечная система тела влияет на обучение новому и какие процессы происходят в это время в мозге человека. Образовательная — потому что мы обучаем человека новому способу поведения.

ОК — это не физическая культура. В упражнениях ОК, в отличие от физкультуры, пересекается средняя линия тела, выполняется несколько движений в четкой последовательности с многократным повторением и на скорость, либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи.

Образовательная кинезиология – метод, состоящий из ряда упражнений и занятий. Они помогают учиться чему-то новому через движение. С помощью ОК можно “прокачать” не только такие навыки, как чтение, письмо или счет, но освоить вообще любую новую деятельность. Таким образом, ОК повышает качество жизни.

В ОК существует ряд методов:

Метод «Гимнастика мозга» (П. Деннисон, Г. Деннисон)направлен на взаимосвязь физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.. Пол и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий — левого и правого, каждое из которых — не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга (образовательная кинезиология, — это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения и развития друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.

Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на наши высшие когнитивные способности (способности к обучению).

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

— Срединные упражнения (их 11) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: читать, писать, изучать, слушать, говорить;

— Энергизирующие упражнения (их 7) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: планирование, организация, структурирование.

— Углубляющие позитивное отношение упражнения (их 2) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: играть, работать, сотрудничать.

— Растягивающие упражнения (их 6) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: удерживать внимание, понимать, принимать участие.

Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы для обеспечения пространственной ориентации обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях : верх-низ, впереди-сзади, слева-справа].

Чтобы были видны результаты занятий, работа родителей должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для нее необходимо выделить определенное время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать ее как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя, учителя, родителя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-моторной координации. Для результативности кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия.

1. Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

2. Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, в виде игры.

3. Педагог должен выполнять точно и правильно все упражнения.

4. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

5. Упражнения проводятся стоя, лежа или сидя за столами.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Должны предусматриваться усложнения.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Разберем несколько упражнений в системе «Гимнастики мозга», которые легко выполнить дошкольникам и младшим школьникам.

Упражнение «Мозговая шапочка», включает кратковременную память. Его полезно выполнять перед любыми выступлениями или выходами к доске.

Ребенок должен ухватиться за свои ушки так, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные спереди. Пусть помассирует ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.

И еще целый ряд дыхательных, глазодвигательных, телесных и релаксирующих упражнений.

Метод опоры на физические действия (Д. Ашер) — позволяет активизировать стимул интереса, идеала, осознания двигательной активности как компонента здорового образа жизни.

Коммуникативно-ориентированный метод (Р. П. Мильруд) — включает в себя необходимый принцип — аутентичность речи и знание поведения.

Метод активизации резервных возможностей (Г. Лозанов) — основан на суггестопедической системе, включающей резервные возможности человека в несознаваемой психической сфере.

Метод мышечного тестирования — служит для определения тонуса мышц, имеющих связи с определенными внутренними органами, позвонками и другими структурами.

Игровой метод — служит удовлетворению различных потребностей: в самопознании, в общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении.

В основе данных методов используются самые разные упражнения: речевые движения, пантомимика, кодированная речь и все двигательные действия, которые воздействуют на деятельность и поведение.

Упражнения ОК основываются на принципе сенсорных коррекций, которые попадают в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Они также дополняются факторами, которые помимо моторных команд влияют на ход движения.

II. Сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т. д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры, а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.

Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики.

Нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

1. Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, с водой и песком и т. д.

Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

аппараты, производящие звуки природы; аппараты белого шума; расслабляющая музыка; утяжеленные одеяла; физические нагрузки перед отходом ко сну; вибрирующие матрасы и подушки;

спальные мешки.

4. Вестибулярные движения

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) :

крытые батуты; водные трамплины (бассейн или озеро); качели; раскачивающиеся игрушки; самокаты; скейты; ролики; шведская стенка; большие терапевтические мячи.

5. Ароматерапия

Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка:

ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота); ротовые массажеры; массажные маты; детские вибрирующие стульчики; массажные кресла и раскладушки; вибрирующие зубные щётки.

8. Игры с туннелями и палатками

Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики, координации, тактильного опыта ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.

Если потрясти тоннель, то можно улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

9. Проприоцептивная деятельность

Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать. Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

III. Нейропсихологическое направление

Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга : восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.

Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Родителям обязательно нужно обратиться к нейропсихологу и получить практическую помощь, если замечены такие негативные проявления:

У ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.

Сниженная работоспособность малыша или подростка.

Дислексия, неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.

Нарушения речи.

Нарушения в сферах: моторики, сна, питания, координации.

Гиперактивность или заметная заторможенность.

Отсутствие контакта с родителями, слабое выражение эмоций.

Импульсивность, неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения, например, в начальной школе.

Нейропсихологические упражнения :

o развивают мозолистое тело мозга;

o повышают стрессоустойчивость;

o синхронизируют работу двух полушарий;

o улучшают мыслительную деятельность;

o укрепляют память, -

методики используют в комплексе. В каком порядке, как и когда заниматься, решает специалист.

Основные виды упражнений - их пять групп:

• дыхательные;

• глазодвигательные;

направленные на то, чтобы развивать познавательные навыки;

• двигательные и растяжки;

• артикуляционные.

Дыхательные упражнения

Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.

В результате несовершеннолетний становится более усидчивым, не переживает.

Глазодвигательные занятия

Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от синкинезии – это рефлекторные движения глаз, возникающие при сокращении мышц какой-либо части тела, конечности.

Двигательные упражнения и растяжки

Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно. Можно использовать на тренировках определенные тренажеры – с учетом личности несовершеннолетнего, его особенностей.

Совершенствование познавательных навыков

Это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т. д.

Артикуляционные приемы

В первую очередь, этот блок направлен на улучшение произношения слов и предложений. Работа ведется с детьми, у которых выявили ЗРР и другие проблемы с речью.

Дети - это самое лучшее, что у нас есть. Так будем к ним внимательны и добры. Успехов всем, кто сейчас рядом с ребенком проживает с ним самые важные для него моменты жизни.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 13:29
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД